31 июля 2021 12:17

Тушенка от строителей

Поправки в закон о госзакупках парализовали аукционы на право возведения дорог и мостов

Вступивший  в силу 1 января 2006 года  закон «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  (закон 94-ФЗ) уже был изменен три раза. Но, похоже, к концу года его еще раз переделают.
Поправки в закон о госзакупках парализовали аукционы на право возведения дорог и мостов

Поставками продуктов в Госрезерв могут заниматься все кому не лень
Законодательство о размещении госзаказа настолько несовершенно, что им недовольны все участники рынка. На совещании в Совете Федерации бизнесмены и законодатели попробовали найти решение этой проблемы.


Торгуют все

Вступивший в силу 1 января 2006 года закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон 94-ФЗ) уже был изменен три раза. Но, похоже, к концу года его еще раз переделают. Совет Федерации в середине сентября внес в Госдуму очередной, четвертый, пакет поправок в этот многострадальный документ. Председатель комиссии по естественным монополиям Совета Федераций Николай Рыжков, возглавлявший рабочую группу по подготовке законопроекта, так объяснил причину недовольства сенаторов. «Цена вопроса – три триллиона рублей, или 40% бюджета. Именно такая сумма предусмотрена в этом году на закупки, – заявил Николай Рыжков, возглавлявший в свое время рабочую группу по подготовке законопроекта. – Но закон не защищает интересы отечественных товаропроизводителей, в результате огромный кусок госзаказа достается посредникам и иностранным фирмам, а российским предприятиям остаются лишь рожки да ножки».

На совещании руководителей предприятий, организаций и промышленных союзов по вопросам конкурсов и аукционов, состоявшемся в Совете Федерации, приводились анекдотичные примеры. Например, аукцион по пошиву униформы для Минобороны выиграл московский ресторан. В аукционе по производству тушенки для Госрезерва победила московская строительная компания и предложила Белгородскому мясокомбинату изготовить ее по мизерным ценам. Руководитель мясокомбината, где тушенка для государства изготавливается еще с царских времен, вынужден согласиться, чтобы иметь возможность заплатить рабочим и рассчитаться за электроэнергию.

Генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан» Алексей Андреев рассказал, что три раза накануне торгов к нему приезжали сомнительные личности и просили денег за то, чтобы они не демпинговали на конкурсе и не преследовали его по судам после него. «В результате громадные деньги могут попасть в руки фирм «Рога и копыта», у которых нет за душой ни асфальтовых заводов, ни дорожной техники», – заметил директор «Автобана».

Участники совещания предложили лечиться от посредничества следующими способами.

Николай Рыжков считает, что в аукционах имеют право принимать участие лишь те предприятия, у которых есть производственные фонды и штат сотрудников.

Президент Ассоциации текстильной и легкой промышленности, генеральный директор предприятия «Русь» из города Дзержинска Людмила Лукина считает, что денежное обеспечение, составляющее в среднем 5% конкурсной заявки, нужно заменить на банковскую гарантию. «У посредников, как правило, деньги есть. А небольшое предприятие, где 500 работающих, вынуждено изымать 4 млн оборотных средств, чтобы участвовать в конкурсе в 2006 году, – заметила г-жа Лукина. – Выиграем мы – не выиграем, а миллионы изъяты на два месяца из оборота. Это губительно». Правда, в этом случае непонятно, что помешает посреднику воспользоваться той же банковской гарантией.


Деньги на бочку

«Главный недостаток закона в том, что он призван обобщить все: поставки товаров в детские сады, продукты, канцелярские товары, науку, строительство. Но отрегулировать все эти вопросы одним нормативным актом невозможно», – считает Алексей Андреев.

По его словам, такие предприятия, как текстильные фабрики, действительно попадают в трудное положение, выплачивая деньги при конкурсных заявках. Но в дорожном строительстве это необходимая мера. Банковскую гарантию можно купить за $2 – 4 тыс. Если в аукционе идет борьба за 10-миллиардный заказ и при этом не предъявляется ни копейки средств исполнителя, это превращается в конечном итоге в профанацию.

Проблема выбора исполнителя усложняется тем, что квалификацию перед аукционом, на которой должны отсеиваться посредники, проводить трудно, потому что понятие «лицензирование» уже дискредитировало себя. «Прежде лицензии на дорожное строительство выдавал Росавтодор, и он ответственно подходил к этому вопросу, проверяя фирму до полугода. Сегодня лицензию в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ можно купить за несколько тысяч долларов, и потому она не может быть входным билетом на аукцион.

Еще одну проблему для дорожников создает норма закона, требующая включать в договор фиксированные цены на весь период строительства. Она была внесена весной 2007 года в числе 53 поправок к действующему закону. «Это привело к тому, что с 1 апреля 2007 года приостановились все торги. МЭРТ не может определить, как устанавливать максимальные стартовые цены на строительство дорог, особенно в тех случаях, когда контракт рассчитан на 5 – 7 лет», – сообщил Алексей Андреев.

Пресловутые так называемые «53 поправки», легшие в основу третьего законопроекта, вышли боком и для мостостроителей.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Мостотрест» Леонид Добровский заявил, что поправки к 94-ФЗ практически парализовали работу транспортных строителей. «Федеральная адресная инвестиционная программа не работает до сих пор в полном объеме, что вынуждает нас строить за свои деньги мосты, которые сдаются в ноябре этого года. То есть с начала года и по настоящее время мы финансируем два моста за собственные средства», – признал он.

По мнению Леонида Добровского, улучшить закон можно, законодательно определив порядок формирования стартовой цены на аукционах, куда включаются не только прогнозные дефляторы МЭРТ, но и страховка от дополнительных объемов, возникших в процессе строительства работ. Причем как физических, так и денежных. «Должны быть две составляющие в стартовой цене. Первая – это прогнозная инфляция, вторая – страховка строителей и проектировщиков в случае увеличения реальных объемов по отношению к условиям выигранного конкурса», – сказал он.


Суверенный аукцион

О масштабе проблемы, возникшей в связи с правом участия иностранных фирм в аукционах, что предусматривается 94-м законом, говорит такой факт. «До сих пор не известно, кто выиграл конкурс по некоторым объектам «ЮКОСа» и кому досталось четырехмиллиардное состояние российской «нефтянки», – сказал на совещании руководителей предприятий, организаций и промышленных союзов в Совете Федерации вице-президент Российского союза товаропроизводителей Григорий Харченко. – Надо зафиксировать норму о том, что госзаказ является одной из форм поддержки отечественных товаропроизводителей. Потому что без госзаказа деятельность некоторых видов отечественных производств вообще невозможна».

Однако опыт показывает, что эту проблему решить одним росчерком пера не удастся, потому что существуют разные точки зрения.

«Сегодня цемент, производимый за рубежом, в среднем дешевле российского на 30%, и это является одним из ограничителей строительства жилья в стране, – сообщил «Гудку» председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Мартин Шаккум. – В таких условиях целесообразно не вытеснять, а вообще открыть для иностранных цементных заводов наш рынок и уменьшить ввозные пошлины на этот вид продукции».

Возникает вопрос: как защитить отечественного товаропроизводителя в совместных предприятиях по производству телевизоров, компьютеров, автомобилей или в той же авиации, например, при производстве самолетов SuperJet?

Точку зрения руководства МЭРТ на это сообщил «Гудку» Андрей Шаронов, еще когда он занимал пост заместителя руководителя министерства.

«Когда мы говорим о том, что давайте мы в этот закон вложим механизмы поддержки отечественного производителя, то я осмелюсь сказать, что мы нарушаем базовую идею закона. Этот закон говорит о том, что мы должны купить лучшее и дешевле, а не то, которое произведено Ивановым, Петровым или Сидоровым», – считает он.

Андрей Шаронов заметил, что в стране сейчас есть целый блок тарифного и нетарифного регулирования, где мы специально обращаем внимание на поддержку отечественного производителя. У нас есть большие бюджетные субсидии, может быть, мы неэффективно их используем, но они специально направлены на поддержку отечественного товаропроизводителя. У нас есть особые экономические зоны, у нас есть Инвестиционный фонд, у нас есть еще несколько институтов, которые специально на это нацелены.

Однако обсуждение в Совете Федерации показало, что набор этих средств по защите отечественного товаропроизводителя так и не работает.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31