27 ноября 2021 01:55

Пароходные грезы

На Дальнем Востоке хотят создать судоходную компанию за $2 млрд

На Дальнем Востоке хотят создать судоходную компанию за $2 млрд

Приморский край предложил государству основать дальневосточную судоходную компанию, основной задачей которой станут социальные перевозки. Правительство готово рассмотреть предложение, а эксперты видят в намерении предвыборный PR.

По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, компания будет выполнять социальные перевозки. Но в то же время это будет коммерческий проект. По прогнозам губернатора, «за 10 лет капитализация компании увеличится в два раза, а инвестиции со стороны государства могут составить около $2 млрд». «Подготовлено предложение о покупке 160 судов – это будут паромы, танкеры, пассажирские суда», – сообщил Сергей Дарькин.

Обсуждая проект на Морской коллегии в Находке, первый вице-премьер Сергей Иванов на встрече с губернатором края Сергеем Дарькиным и министром транспорта Игорем Левитиным отметил: «Насколько я понял, предложение практически готово, сформулировано, в Москве это рассмотрим».

Проект подготовлен в рамках выполнения майских поручений президента России и входит в перечень задач по созданию Дальневосточного кластера морского транспорта.

Но аналитики не верят в жизнеспособность планируемой компании и не могут определить цель ее создания. «О каком коммерческом проекте может идти речь, если основной функцией будет социальная?!» – удивился аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Олег Судаков. – Когда компания может появиться? Непонятно. Так же как и то, чем она будет конкретно заниматься, какой будет грузовая база. И вообще не могу понять, зачем она создается». По мнению г-на Судакова, это очень сырой проект, который больше похож на предвыборный PR. «По-моему, до создания дело не дойдет, заглохнет на полпути», – резюмировал он.

Не видит причины создавать подобную компанию и аналитик ИК «Антанта-Капитал» Илья Макаров. «Зачем государству заниматься созданием такого коммерческого проекта на Дальнем Востоке, ведь там хорошо работают ДВТГ, Приморское пароходство?! – говорит он. – Лучше бы государство регулировало таможенные пошлины, способствовало снижению тарифов РЖД на перевозку транзитных грузов, усовершенствовало работу по ведению реестров судов под флагом России».

Зато приветствует планы по созданию новой дальневосточной судоходной компании ОАО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ).

«Чем больше будет появляться российских судоходных компаний, тем больше будет условий для развития транспортной отрасли России. Это относится как к частным, так и к государственным компаниям», – заявила «Гудку» председатель совета директоров компании Раиса Паршина. В то же время, по ее мнению, «на конкурентном рынке новой компании предстоит работать в соответствии с теми рыночными правилами, по которым работают другие участники». «Новой государственной дальневосточной судоходной компании предстоит полагаться не столько на административный ресурс, сколько на создание и развитие своих конкурентных преимуществ», – отметила Раиса Паршина.

«Мы хотим развивать Дальний Восток как мультимодальный логистический центр, – сообщил «Гудку» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. – В первую очередь нужно развивать портовый бизнес, но нужно увеличивать и перевозочные мощности. Тут появится дополнительный игрок».

По мнению Минтранса, участие государства в планируемой судоходной компании должно ограничиваться финансированием строительства судов для выполнения государственных функций по спасению людей на море, а также ледокольному обеспечению и доставке грузов и пассажиров в населенные пункты побережья, не имеющие сухопутной связи с материком.

Для этого в новой ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010 – 2015 годы» предусмотрено строительство для нового перевозчика двух линейных дизельных ледоколов, двух многофункциональных аварийно-спасательных судов, а также значительного числа спасательных, пожарных, водолазных и вспомогательных кораблей и катеров. Кроме того, будут построены специальные грузо-пассажирские суда, способные выгружаться на необорудованный берег.

«Что касается коммерческих задач в рамках создаваемой компании, то они должны решаться за счет внебюджетных средств, – заметил господин Хикматов. – Только так, по нашему мнению, можно обеспечить ее конкурентоспособность и самоокупаемость».

Еще в мае, выступая на Госсовете в Мурманске, Сергей Дарькин высказался в том духе, что появление в регионе государственной российской судоходной компании поможет в восстановлении судоремонта и судостроения, морского сервисного производства.

Однако эксперты не согласны с таким выводом. «Создание компании не будет способствовать развитию судостроения в России, ведь за последние десять лет российские судовладельцы, в том числе и такие крупные, как ДВМП, «Новошип», 90% кораблей заказывали за рубежом: в Корее, в Японии, в Китае, но не у нас», – отметил Илья Макаров из ИК «Антанта-Капитал». – Чтобы возродить наше судостроение, нужно предпринимать другие меры, а не создавать новые компании-перевозчики. От этого никак наше судостроение не улучшится».

Тем не менее на форуме детально изучили концепцию создания Дальневосточной морской судоходной компании. Она предполагает различные варианты участия государства – от прямых инвестиций на покупку флота до предоставления компании различных преференций и гарантий по кредитам.

Галина Бочарова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30