27 ноября 2021 03:34

РЖД выращивают «дочек»

Компания ведет активную работу по созданию мощного транспортного холдинга

В 2007 году было образовано 15 дочерних  обществ ОАО «РЖД». Об основных задачах их создания и ходе структурной реформы в целом рассказал в своем интервью «Гудку» начальник департамента корпоративного строительства и реформирования компании Валерий Веремеев.
Компания ведет активную работу по созданию мощного транспортного холдинга

В 2007 году было образовано 15 дочерних обществ ОАО «РЖД». В ближайшее время планируется создать еще несколько ДЗО. Об основных задачах их создания и ходе структурной реформы в целом рассказал в своем интервью «Гудку» начальник департамента корпоративного строительства и реформирования компании Валерий Веремеев.

– Валерий Анатольевич, насколько эффективно идет реализация программы структурной реформы компании в этом году?
– Прежде всего хочу отметить, что при участии компании была разработана целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг. При подготовке документа шли жаркие дискуссии на тему направлений преобразований до 2010 года, приходилось неоднократно обосновывать необходимость эволюционных преобразований, исключающих риск потери устойчивости работы железнодорожного транспорта и снижения ее эффективности. В результате ОАО «РЖД» удалось убедить всех участников дискуссий в необходимости тщательной подготовки правовых, технологических, экономических условий для развития в перспективе конкуренции перевозчиков на рынке и в невозможности именно сейчас отделить перевозочную деятельность от инфраструктуры, в недопустимости создания неравных условий для конкуренции для ОАО «РЖД» и других участников рынка. Целевая модель рынка 16 мая текущего года была одобрена правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта.
Подчеркну, что первый шаг по реализации модели уже сделан: в июне советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании Первой грузовой компании (ОАО «ПГК»), в уставный капитал которой будет внесено более 200 тыс. грузовых вагонов ОАО «РЖД». Кроме этого, советом директоров ОАО «РЖД» были приняты решения о создании 7 ДЗО в сфере капитального ремонта пассажирских вагонов, электропоездов и производства запасных частей для них, ОАО «РейлТранс­Авто» в области перевозок автомобилей, ОАО «Частное охранное предприятие», ОАО «ВНИИЖТ» и «НИИАС», ОАО «Железнодорожная торговая компания», пригородной пассажирской компании «Дон-Пригород». Всего к концу сентября этого года было создано 15 дочерних обществ.

– Какие мероприятия в области корпоративного строительства планируется провести в ближайшее время?
У большой компании большие планы на будущее
– Запланировано создание дочернего общества в сфере строительства и капитального ремонта пассажирских вагонов и завершение реструктуризации дирекции «Вагонреммаш», продолжится создание совместных предприятий с зарубежными партнерами по оказанию логистических услуг. Также готовится создание ДЗО в сфере производства стрелочных перевозов, шпал, щебня, а также трех «дочек» в сфере ремонта локомотивов и производства запчастей для них на базе имущества предприятий дирекции «Желдорреммаш». Продолжится создание пригородных пассажирских компаний, способных обеспечивать безубыточную работу с учетом объективных финансово-экономических условий хозяйствования.

– Что ОАО «РЖД» предпринимает при реформировании пассажирского комплекса?
– Это один из наиболее сложных и острых вопросов. Сложности преобразований в этой области связаны с тем, что они зависят не только от компании, но и от решений, принимаемых государством и регионами.
В сфере дальних пассажирских перевозок компанией сделаны практические шаги по подготовке к созданию Федеральной пассажирской компании (ФПК) – созданы Федеральная пассажирская дирекция, Дирекция железнодорожных вокзалов. Однако направления дальнейшей реструктуризации будут определены только в 2008 году, когда правительством будет приниматься решение о том, создавать ФПК как государственную или как ДЗО ОАО «РЖД». Компания представила аргументы в пользу создания ДЗО. Это упростит процесс преобразований, сохранит технологическую и финансовую устойчивость дальних пассажирских перевозок, а также эффективное управление распределением пропускных способностей. Скажу, что создание ФПК возможно только при условии 100-процентного покрытия убытков от перевозок и прекращения перекрестного субсидирования. В решении этих задач реформы произошли перемены. Постановлением правительства в 2007 году предусматривается бюджетное субсидирование в размере 40% прогнозируемых объемов потерь в доходах. В 2009 году государственные субсидии должны обеспечить 100-процентную компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, что позволит провести очередной этап структурных преобразований.
Реформирование пригородных перевозок сталкивается с еще большим количеством вопросов. Это уже привело к замедлению темпов создания пригородных компаний, так как в существующих условиях обеспечить их безубыточную деятельность в большинстве регионов просто невозможно.
Основные проблемы, препятствующие структурным преобразованиям пригородного комплекса, – это отсутствие 100-процентной компенсации убытков от пригородных перевозок по тарифам, установленным ниже себестоимости, и неполная оплата перевозок льготных категорий граждан, школьников и студентов. Препятствий для решения этих проблем достаточно много. Отсутствуют нормативная база, механизмы компенсации убытков. Не принят Прейскурант 10-02-16, существует ограниченность средств региональных бюджетов на финансирование обязательств по организации пригородных перевозок.
Параллельно с решением этих вопросов компания продолжает реализацию мер по снижению убыточности пригородных перевозок за счет имеющихся внутренних ресурсов. Основные направления мероприятий в этой области – совершенствование системы управления пригородным комплексом, рост собираемости доходов, сокращение издержек и повышение производительности подвижного состава.
Но хочу еще раз подчеркнуть, что без создания прозрачной системы социального заказа на пригородные перевозки, перехода на заключение договоров на такие перевозки дальнейший прогресс в области реформирования пригородного комплекса, на мой взгляд, невозможен.

– Каковы перспективы развития грузовой компании?
– Утвержденный советом директоров ОАО «РЖД» бизнес-план ОАО «ПГК» определяет стратегию и финансовые показатели ее деятельности. Перед создаваемой компанией ставятся масштабные задачи – расширять рыночную долю, обеспечить эффективное оперирование парком вагонов, ускорить темпы обновления вагонов, сократить издержки на содержание и ремонты парка. Это конкретные задачи, направленные на повышение капитализации ПГК, которая на момент основания составляет $3,5 – 4,0 млрд.
Я уверен, что ПГК обеспечит реализацию бизнеса-плана, увеличит рыночную стоимость бизнеса, что позволит ОАО «РЖД» получить от продажи ее акций источники инвестиций на развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава.
Но эффект от создания ПГК получит не только ОАО «РЖД». Для рынка оперирования подвижным составом создание компании станет стимулом к повышению эффективности деятельности и консолидации участников, а грузовладельцы получат рост качества услуг и оптимизацию издержек в результате увеличения конкуренции.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30