27 июля 2021 06:20

В чем поедут пассажиры

ОАО «РЖД» и машиностроители ищут решение проблемы недостатка подвижного состава

ОАО «РЖД» испытывает серьезный дефицит пассажирских вагонов. Вагоны старого образца уже не удовлетворяют современным требованиям. Эксперты считают, что инвестиции ОАО «РЖД» и машиностроительных предприятий помогут исправить ситуацию.
ОАО «РЖД» и машиностроители ищут решение проблемы недостатка подвижного состава

ОАО «РЖД» испытывает серьезный дефицит пассажирских вагонов. Вагоны старого образца уже не удовлетворяют современным требованиям. Эксперты считают, что инвестиции ОАО «РЖД» и машиностроительных предприятий помогут исправить ситуацию.

Утвержденная на последнем заседании правления ОАО «РЖД» Инвестиционная программа компании на 2008 – 2010 годы предусматривает выделение значительных средств на обновление подвижного состава. Так, на приобретение пассажирских вагонов дальнего следования планируется направить за этот период более 100 млрд руб. Необходимость обновления парка пассажирских вагонов очевидна – до сих пор самыми массовыми на сети, а значит, и лицом отечественных железных дорог, являются вагоны старого образца, приобретенные в ГДР еще во времена СССР.

ОАО «РЖД» собирается создать новое предприятие по производству вагонов на базе ОАО «Вагонреммаш». Первым из четырех модернизированных предприятий станет самый крупный – Воронежский завод. До конца 2008 года планируется подготовить необходимые расчеты для преобразования его в вагоностроительное предприятие. Таким образом ОАО «РЖД» пытается не только внести вклад в увеличение выпуска подвижного состава, но и создать альтернативу Тверскому вагоностроительному заводу, практически являющемуся монополистом в отрасли.

ОАО «РЖД» нуждается в большом количестве новых и качественных пассажирских вагонов
Износ вагонного парка Федеральной пассажирской дирекции (ФПД) достигает 65%, а по некоторым типам, например вагонам-ресторанам и вагонам габарита «РИЦ», – более 80%. Большую часть составляет подвижной состав, выпущенный ранее 1991 года, когда поставки носили регулярный характер. Необходимость обновления парка очевидна, однако мощности российских заводов пока недостаточны, чтобы обеспечить ОАО «РЖД» необходимым количеством вагонов.

По словам начальника отдела эксплуатации вагонного парка департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Игоря Бублия, для эффективного обновления подвижного состава компании необходимо приобретать около 1200 вагонов ежегодно. В этом году ОАО «РЖД» должно получить лишь 911 новых вагонов. В следующем году заводы смогут произвести 1122 вагона.

По оценкам специалистов, до 2015 года дефицит составит в среднем 370 вагонов в год. Крупнейшим изготовителем магистральных пассажирских вагонов является ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ). На рынке работают еще два предприятия – ЗАО «Вагонмаш» и НПП «Циркон-сервис», но объемы их поставок незначительны.

Мощностей ТВЗ не хватает, а у железнодорожников есть претензии к качеству вагонов. Как сообщил заместитель начальника управления вагонного хозяйства ФПД Виктор Ляхов, у подвижного состава, поступающего с ТВЗ, большой процент отказов оборудования.

Как отметил Виктор Ляхов, вряд ли новое предприятие на базе «Вагонреммаша» в ближайшее время сможет составить конкуренцию ТВЗ, но оно создаст альтернативу, а значит, станет стимулом повышения качества продукции.

Аналитик инвестиционной компании «ЦентрИнвест Секьюритис» Ирина Иртегова также считает, что пока в России нет вагоностроительных предприятий, которые могли бы составить конкуренцию ТВЗ: «Сейчас ТВЗ занимает около 95% российского рынка производства пассажирских вагонов на локомотивной тяге. Существующие мощности этого завода позволяют производить около 894 вагонов ежегодно. Для сравнения: «Вагонмаш» изготавливает около сотни. Безусловно, сейчас совокупной мощности вагоностроительных заводов в России для обеспечения спроса не хватает. Однако ТВЗ разработал инвестиционную программу, реализация которой позволит к 2010 году выйти на уровень производства 1200 вагонов ежегодно. Тогда, вполне вероятно, это поможет удовлетворить растущую потребность ОАО «РЖД» в подвижном составе».

Уже в 2008 году будут получены первые результаты модернизации производства на ТВЗ. Завод планирует перейти к серийному производству нового модельного ряда пассажирских вагонов. Об этом сообщил «Гудку» Анатолий Мещеряков, директор по внешним связям ЗАО «Трансмашхолдинг», в состав которого входит ТВЗ. Модернизированные плацкартные вагоны, вагоны купе и СВ будут поставляться для ОАО «РЖД». В настоящее время подвижной состав проходит испытания. Вагоны будут иметь современную конструкцию, изменения коснутся как внешнего облика, так и интерьера вагонов. К примеру, если обычно обшивка кузовов бывает либо гофрированной, либо гладкой, то новый подвижной состав будет иметь достоинства обоих вариантов. Эти изменения коснутся практически всех вагонов, выпускаемых ТВЗ.

В 2007 году ОАО «РЖД» планирует приобрести 36 современных вагонов VIP-класса производства НПП «Циркон-сервис» с увеличенными купе, в которых находится душ, туалет и бар. ТВЗ также производит принципиально новые вагоны-трансформеры. В зависимости от пассажиропотока их можно использовать как СВ или как купе, верхние полки убираются, превращаясь в мягкую стену. Однако объем выпуска этих новинок пока незначителен. Пока еще рано говорить о том, что появился массовый качественный пассажирский вагон, изготовленный в России.

Как считают специалисты, в нашей стране в течение нескольких десятилетий в области пассажирского вагоностроения не было сделано каких-либо прорывов, потому что десять лет назад эта отрасль была в упадке и стоял вопрос о сохранении производства, а не о развитии. С тех пор производство восстановилось, что дает ОАО «РЖД» возможность инвестировать в разработку современного пассажирского подвижного состава. Виктор Ляхов сообщил, что железнодорожниками, учеными и изготовителями разрабатывается новый подход к строительству вагонов, в основе которого лежит принцип унифицированной «базовой платформы». Суть его в том, что на основе модульных элементов и с помощью унифицированных технологий можно будет создавать ряд изделий с отличающимися свойствами в зависимости от требований заказчиков.

Компания делает разработчикам заказы на самые современные модели подвижного состава. Уже принято решение наладить выпуск двухэтажных пассажирских вагонов, как купейных, так и с сидячими местами. Как рассказал Игорь Бублий, просчитываются технические требования, проводятся научно-изыскательские работы, в ближайшие годы планируется начать их производство. Организация строительства двухъярусных вагонов должна стать одной из задач не только ТВЗ, но и создающегося ДЗО «Вагонреммаш».

Кроме того, обсуждается вопрос производства купейного вагона для низкобюджетных перевозок с шестиместными купе эконом-класса, где на каждой стороне расположено по три полки. Рассматривается проект вагона повышенной вместимости, в котором будет отсутствовать купе для отдыха проводников.

Пока же эксперты считают, что для ОАО «РЖД» сейчас более выгодно приобретать двухэтажные вагоны за границей, чем направлять инвестиции в организацию российского производства. Аналитик «ЦентрИнвест Секьюритис» Ирина Иртегова сказала, что приобретение двухэтажных вагонов целесообразно для ОАО «РЖД» вследствие роста пассажирооборота, особенно на южных направлениях. С помощью вагонов такого типа компания сможет более эффективно решать проблемы, связанные с перевозками.

По мнению эксперта, организовывать сейчас производство двухъярусных вагонов в России неэффективно вследствие отсутствия опыта и необходимых мощностей для выпуска таких вагонов. Более того, на строительство завода потребуются около 3 лет и значительные инвестиции. ОАО «РЖД» ведет переговоры о приобретении двухэтажного подвижного состава у зарубежных компаний, среди которых лидерами производства вагонов такого типа являются «Бомбардье», «Альстом», «Кавасаки», а также наиболее апробированные к производству в России вагоны финской компании «Транстэк». Стоимость двухъярусного вагона иностранного производства составляет около 2 млн евро в зависимости от типа.

Появление современного российского вагона – дело как минимум нескольких лет, пока будут разработаны новые модели и созданы производственные мощности. А до тех пор пассажирам по-прежнему предстоит ездить в современных вагонах, приобретенных за рубежом, или в отечественных, которые, хотя и становятся все более красивыми, современными и удобными, по конструкции еще очень сильно напоминают своих «предков» из ГДР.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31