28 июля 2021 00:41

Пора платить

Шихвали Токаев, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ:

– В конце 90-х годов для снижения расходов на малоинтенсивных линиях Северо-Кавказской были внедрены малозатратные технологии, предусматривающие сокращенную обработку поездов, на станциях закрывались отдельные операции, профессии совмещались, численность персонала снизилась почти вдвое.

Но и сегодня, несмотря на принятые меры и при очевидном росте объемов перевозок малоинтенсивные участки по-прежнему убыточны. При этом бремя покрытия убытков ложится на ОАО «РЖД».

Так, на СКЖД сейчас эксплуатируется десять малоинтенсивных участков. На девяти из них за первое полугодие суммарные потери достигли 123,5 млн руб. Хотя линии и проходят по территории шести субъектов Федерации, в этом году лишь Калмыкия согласилась компенсировать расходы. И то не полностью – из бюджета республики перечислили лишь 1,5 млн руб., в то время как убыток составил 15,8 млн.

Калмыкия платит исключительно на основании договоренности между республикой и дорогой, других рычагов воздействия на региональные власти у нас нет. Закона, разрешающего напрямую требовать из региональных бюджетов компенсации убытков от эксплуатации малоинтенсивных линий, нет, а также не существует отдельной строки на эти цели в федеральном бюджете. А обращения в Министерство транспорта по поводу сложившейся ситуации пока результатов не дали.

Очевидный выход – закрытие убыточных линий. Так, на участке Миллерово – Карьер 122-го км (Ростовская область) ходит только пригородный поезд. Убытки дороги от его эксплуатации в 2006 году составили почти 20 млн руб., при этом регион компенсировал всего 3,5 млн руб. Дополнительно выделять бюджетные средства администрация не намерена, поэтому СКЖД в соответствии с постановлением правительства № 233 вынуждена в ближайшее время обратиться в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с просьбой закрыть участок.

Данные проведенной ФАЖТ экспертизы будут направлены в Минтранс, где после необходимых согласований подготовят правительственный акт: в случае невозможности закрытия участка Правительство России или орган госвласти субъекта Федерации определят источник финансирования и содержания этих путей. Уверен, только при таком подходе можно сдвинуть с мертвой точки проблему убыточности.

Для ускорения этого процесса нужно обеспечить строгий учет эксплуатационных расходов для таких линий. Необходимо также определять значимость участка для компании в целом, его возможное развитие и создание новых грузопотоков. Помочь в этом должна разработанная ВНИИЖТом методика определения расходов и доходов малоинтенсивных линий – с ее помощью ясно видны размер и характер понесенных магистралью потерь.

К сожалению, методику до сих пор не утвердили на федеральном уровне. Кроме того, без программного обеспечения, которое только разрабатывается и пока не дошло до железнодорожных финансистов, ее применение весьма трудоемко.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31