06 декабря 2021 01:34

В интересном положении

Россия – мост между континентами, но ей никак не удается стать великой транзитной державой

Использование транзитного потенциала России стало одним из главных вопросов II Дальневосточного международного экономического форума. Россия – мост между континентами, но ей никак не удается стать великой транзитной державой.
Россия – мост между континентами, но ей никак не удается стать великой транзитной державой

Пока фитинговые платформы в дефиците
Использование транзитного потенциала России стало одним из главных вопросов II Дальневосточного международного экономического форума.

Выступая на заседании форума, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев напомнил, что в 2006 году объем следующих по Транссибирской магистрали транзитных грузов упал на 67%.

«Для противодействия этому в начале текущего года были снижены тарифы на перевозку контейнеров на 30%. Но утраченных объемов достигнуть не удалось», – сказал депутат.

Более того, спад продолжается. Так, если объем перевалки транзитных контейнеров в порту Восточный в январе – августе 2006 года равнялся 8316 TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), то в нынешнем – всего 2708 TEU.

Кроме того, активно идет развитие сети железных дорог Китая, которые также имеют большой транзитный потенциал. По сведениям Сергея Шишкарева, на эти цели только в этом году КНР направляет $38 млрд.

Для сравнения – $30 млрд Россия в 2006 – 2010 годах затратит на весь транспортный комплекс.

«Я не сомневаюсь, что к 2010 году китайские товарищи завершат строительство параллельной Транссибу Трансазиатской магистрали, – говорит заместитель председателя государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Виктор Разбегин. – Если мы не предпримем никаких адекватных мер, то транзит потеряем окончательно».

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус был более оптимистичен.

По его словам, несмотря на сокращение транзита, в целом объемы перевозок по железной дороге увеличились. В прошлом году рост составил 16%. Ожидается, что в этом он достигнет 20%.

Как отметил Борис Лапидус, был «наведен порядок грузопотоков»: до этого некоторые клиенты отправляли груз как транзитный, хотя на самом деле он шел на внутренний рынок.

Вместе с тем ОАО «РЖД» для повышения конкурентоспособности на мировом рынке перевозок внедряет новые транспортные продукты.

«В прошлом году появились ускоренные блок-поезда, следующие по жесткому графику движения. Скорость доставки увеличилась до 1 тыс. км в сутки, при этом точность соблюдения расписания превышает 99%.

Это мировой уровень качества, на который сразу обратили внимание японские и корейские производители», – подчеркнул старший вице-президент ОАО «РЖД».

На ускорение сроков доставки грузов направлена и поэтапная работа по устранению на Дальневосточной «узких» мест.

Так, в 2007 году в развитие железнодорожной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа будет инвестировано 15,9 млрд руб. Средства пойдут на комплексную модернизацию сортировочной станции Хабаровск-2, переустройство станции Приморская, реконструкцию участка Угловая – Находка, капитальный ремонт старого Лагар-Аульского тоннеля, строительство второй очереди моста через Амур у Хабаровска.

А в 2008 – 2009 годах инвестиции достигнут уже 32 млрд руб.

Начальник Дальневосточной дороги Михаил Заиченко считает, что необходимо также совершенствовать организацию транспортно-транзитных пунктов. В этом плане наилучшие перспективы есть у проекта по строительству Южного Приморского терминала в 40 км от Владивостокского морского порта.

«Создание этого так называемого сухого порта, который совмещал бы в себе автомобильную, железнодорожную и, возможно, авиационную составляющую интермодальных перевозок, – хороший проект, который нашел понимание у дороги и региональных властей», – заявил Михаил Заиченко.

Борис Лапидус положительно охарактеризовал партнерство с Дальневосточным морским пароходством по организации логистической схемы море – железная дорога.

«Впервые за последние 15 лет за восемь месяцев этого года наши транспортные системы получили 50-процентный прирост японских контейнеров благодаря этому сотрудничеству.

ЗАО «Русская Тройка» и ОАО «ТрансКонтейнер» открывают все больше своих представительств в странах Юго-Восточной Азии», – отметил старший вице-президент.

Вместе с этим на форуме обратили внимание на серьезную проблему – на Дальнем Востоке все сильнее ощущается недостаток подвижного состава.

«Несмотря на то, что за последние два года компания приобрела более 3 тыс. фитинговых платформ и практически скупается все, что производится в России и на Украине, вагонов не хватает. С другой стороны, это хороший признак, который говорит о том, что существенно возрастают грузопотоки», – сказал Борис Лапидус.

Старший вице-президент «РЖД» обратился к предпринимателям – участникам форума с предложением продумать возможность организации на Дальнем Востоке производства фитинговых платформ. В этом могут быть задействованы мощности местных судостроителей, которые в настоящее время недозагружены.

«Традиционно, начиная еще с царских времен, подвижной состав – и паровозный, и вагонный – строился на судостроительных заводах. Здесь есть где развернуться», – уверен Борис Лапидус.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30