06 декабря 2021 03:12

По графику или по правде

ОАО «РЖД» усиливает систему контроля за пассажирскими поездами

Для того чтобы обеспечить не бумажную, а реальную ответственность перед пассажирами, департамент информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» выступил с предложением изменить систему учета. Идея была поддержана руководителями пассажирского комплекса.
ОАО «РЖД» усиливает систему контроля за пассажирскими поездами

В нынешнем году в ОАО «РЖД» было принято решение подойти к учету графика движения поездов с точки зрения ответственности перед пассажирами.

Проблема состоит в том, что пока график движения контролируется по двум показателям: времени отправления и прибытия в пункт назначения. Есть еще технологический параметр – время передачи по стыкам дорог. При этом поезд может быть задержан между контрольными точками, что нередко и происходит, но формально график окажется выполнен, если поезд придет на конечную станцию по расписанию. Например, по данным ОАО «РЖД» нередко из-за плотного грузового движения на 30 – 40 минут задерживаются поезда в Сызрани. Однако пассажирский график по станции не контролируется и в отчетность сведения о сбое не попадают. В пути следования поезда нагоняют опоздание, прибывают на конечную станцию и сдаются по стыкам вовремя.

Для того чтобы обеспечить не бумажную, а реальную ответственность перед пассажирами, департамент информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» выступил с предложением изменить систему учета. Идея была поддержана руководителями пассажирского комплекса.

Как рассказал «Гудку» начальник отдела автоматизации и контроля статистической отчетности департамента Владислав Кустарев, было решено отслеживать поезда по каждому пункту, где они делают остановку.

Для этого в рамках системы сводной отчетности, разработанной на базе SAPR/3, аккумулирующей в себе сведения по выполнению графика движения пассажирских поездов, была создана новая электронная книга анализа выполнения расписания по станциям посадки и высадки пассажиров, получившая название ДУ-28М.

Через спутник за движением поездов можно будет наблюдать в режиме реального времени
С 1 июля система начала обкатку в опытном режиме. Специалисты службы корпоративной информатизации на дорогах собирали данные и вносили их в журнал, выясняя причины опоздания. По мнению Владислава Кустарева, лучше всех с задачей справилась Свердловская дорога. При выполнении графика в июле на 90% по стыкам новая система учета показала, что в реальности он был выполнен немногим меньше чем на 70%.

Однако эта «ручная работа» потребовала больших трудозатрат, и в итоге система была переведена на автоматизированное получение информации.

С 1 августа было отменено ручное заполнение контрольных журналов, и данные начали поступать из системы «ГИД-Урал», считывающей информацию о проследовании поездов с помощью устройств СЦБ: «Пальма» – с помощью напольных устройств и датчиков на локомотивах и АСОУП, основанном на ручном вводе данных. И, по словам Владислава Кустарева, система доказывает свою эффективность: так, например, за 12 сентября при официальном выполнении графика по стыкам в 98,5% по данным приборов он составил 86%.

Пока система позволяет отследить график по 16 тыс. фактов остановок поездов (всего по сети в сутки их около 20 тыс.). Вряд ли когда-либо будет достигнут 100-процентный уровень контроля. Существуют места, в основном на отдаленных участках, где поезд стоит 1 – 2 минуты и информация о его движении не снимается ни одним из вышеперечисленных способов. На Свердловской дороге, например, подсчитали, что у них таких станций около 7%. Однако там, где невозможен автоматизированный учет, заставлять вести его вручную не будут.

Систему будут опробовать до 1 октября, и, если руководство компании удовлетворят результаты экспериментальной эксплуатации, будет принято решение по конкретным срокам внедрения автоматизированного контроля.

Также в разработке находится еще один вариант технологии учета графика движения пассажирских поездов. Департаментом пассажирских сообщений было принято решение использовать для информации о дислокации поездов систему спутникового слежения. Штабные вагоны 95 составов, из которых в числе прочих формируются фирменные поезда «Енисей», «Байкал», «Россия», «Красная стрела», «Малахит», оснащены системами спутниковой связи. Внедрялись они, в первую очередь, для обеспечения пассажирам телефонной связи и выхода в Интернет.

Для того чтобы задействовать уже имеющиеся системы, требуется только создать соответствующее программное обеспечение. Этим уже занимается ВНИИАС.

Данные будут поступать со спутника в существующую систему геоинформационного слежения ОАО «РЖД» и позволят отследить движение поезда на карте в реальном времени. Как сообщил «Гудку» заведующий отделом разработки и сопровождения единой информационной среды ВНИИАСа Владимир Бройде, информация со спутника уже поступает в Главный информационно-вычислительный центр ОАО «РЖД». Причем она показала некоторую разницу с данными, получаемыми с помощью «ГИД-Урал», – космические сведения более точны.

Официально система должна быть внедрена в следующем году.

Как стало известно «Гудку», департаменту информатизации уже предложено составить реальный рейтинг поездов, наиболее часто выбивающихся из графика, чтобы принять меры по устранению опозданий.

В конечном итоге с появлением новой системы отслеживания графика станет возможным более точно формировать расписание движения, что, безусловно, скажется на качестве обслуживания пассажиров.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30