31 июля 2021 10:55

Строитель Запсиба

Николай Меженинов четыре года уговаривал прокладывать дорогу быстро и дешево

Николай Меженинов четыре года уговаривал прокладывать дорогу быстро и дешево

Выпускник физико-математического факультета Московского университета и Петербургского института инженеров путей сообщения Николай Павлович Меженинов участвовал в изысканиях и строительстве железных дорог на Украине, в Крыму, центре России и на Урале.

В 1887 году его назначили начальником изысканий Средне-Сибирской дороги. Ознакомившись на месте с условиями работ, Николай Меженинов представил в Министерство путей сообщения записки, в которых указывал, что дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет на ней незначительно. Поэтому выгоднее строить ее как продолжение линии Уфа – Златоуст. Тем самым он обосновал необходимость прокладки Западно-Сибирской дороги от Урала до Оби по ровной местности. Такая трасса стоила бы наполовину дешевле Средне-Сибирской, ее легче было построить.

«Великий Сибирский путь, – писал Николай Меженинов, – должен быть сплошным от европейской сети железных дорог до бассейна Амура и должен начинаться от Златоуста, направляться на Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, пересекая Обь в 80 верстах выше Томска, далее на Мариинск, Ачинск, Иркутск».

Несколько позже МПС неоднократно вносило подобные предложения в Комитет министров, но не встречало поддержки Министерства финансов. И только 21 февраля 1891 года правительством было принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миасса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска.

Таким образом, Средне-Сибирская дорога была проложена именно по варианту, предложенному Николаем Межениновым. А сам он стал начальником экспедиции для проведения подробных изысканий участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее и начальником строительства этой дороги.

Работы по сооружению Средне-Сибирской дороги на участке Обь – Красноярск начались в мае 1893 года, а 1 января 1898 года участок был принят в эксплуатацию.

В городах и поселках, рядом с которыми строились железные дороги, Николай Меженинов требовал строить гимназии, больницы, церкви, переселенческие пункты. Он прекрасно понимал, что железная дорога – это лишь инструмент, а цель – доступность сообщения самых удаленных друг от друга областей Родины. За свою просветительскую деятельность инженер был награжден нагрудным знаком «За содействие духовному просвещению Сибири».

Скончался строитель Средне-Сибирской дороги 27 ноября 1915 года в Санкт-Петербурге. А недалеко от Томска существует и сейчас станция Межениновка.

Наталия Курская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31