06 декабря 2021 02:52

«Шок» для всех

В Анапе проходит самый демократичный кинофорум страны

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, который в шестнадцатый раз проходит в Анапе, по-прежнему хранит полученное от рождения имя «Киношок». Однако уже давно он видит свой главный интерес не в шоке, не в скандале и не в эпатаже.
В Анапе проходит самый демократичный кинофорум страны

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, который в шестнадцатый раз проходит в Анапе, по-прежнему хранит полученное от рождения имя «Киношок».

Однако уже давно он видит свой главный интерес не в шоке, не в скандале и не в эпатаже. «Киношок» курирует постсоветское пространство, наблюдая, как и чем живет кино в бывших республиках одной большой страны.

Сам стиль жизни «Киношока» с его демократичным отказом делить фестивальную публику на «белую кость» и плебс, с его подробными обсуждениями фильмов и веселыми общими посиделками глубоко за полночь – тоже родом из той оставшейся в прошлом страны, чьи кинематографические осколки он собирает и изучает.

Московский кинофестиваль, в этом году сменивший свою команду в пожарном режиме, не успевал совершить дальние заморские вояжи за фильмами и укомплектовал программу во многом за счет бывших «родственников».

Поэтому четыре фильма из нынешнего конкурса «Киношока» – украинская семейная драма «У реки», грузинская криминально-военная драма «Русский треугольник», наша психологическая драма «Ничего личного» и исполненная в том же жанре латвийская «Монотонность» – уже успели побывать в столице.

Остальные девять фильмов для зрителя внове. В прокате этого не найдешь, а значит, не найдешь и ответа на вопрос о том, что сейчас происходит в латвийском, казахском или узбекском кино.

Ответ на этот вопрос, пускай и не исчерпывающий, может дать только «Киношок».

Например, с помощью фильма Лайлы Пакылныня «Заложник» – черной комедии о террористе, захватившем самолет и оставившем в заложниках семилетнего мальчишку.

Режиссер подшучивает над напряженными поисками Латвией самоидентификации, над стремлением родины во что бы то ни стало утвердить собственную уникальность: шоколад «Лайма», фестиваль песни и успехи местных биатлонистов в качестве символов национальной гордости вызывают ее усмешку. Сюжетная предпосылка с захватом самолета – той же природы: если во «взрослых» странах бесчинствуют террористы и угоняют воздушные судна, то и Латвия должна получить свой террористический прецедент – чтоб было «не хуже, чем у людей». А по сути – не лучше, чем у людей.

Комедия, правда, вышла не слишком смешной. Я не смех сквозь слезы имею в виду, а просто не очень качественные шутки. А может, латвийский национальный юмор – слишком специальная штука, чтобы каждого с ходу пронимать.

Вот и «Райские птицы» Талгата Асыранкулова, объединившего усилия Казахстана и Киргизии, не слишком увлекают рваным строем рассказа о юной журналистке и трех ее случайных друзьях, а также кустарными свойствами этого кинематографического изделия. Подобные свойства в восьмидесятые и девяностые годы успешно выдавали себя за азиатскую самобытность, но уже совсем другое десятилетие на дворе – и сколько же можно.

Впрочем, шока от всего этого не испытываешь – просто недоуменно пожимаешь плечами. Хотя бы отчасти оправдать «острое» фестивальное имя пока что успели два русских участника «Киношока». Во-первых, это «Груз-200», с которого Анапа по примеру Венеции начала показы – в рамках программы «Россия: здесь и сейчас?».

А во-вторых, снятый на цифру фильм Екатерины Харламовой «Моя счастливая семья» – участник конкурса «Кино без пленки». Здесь счастливая семья – лесбийская семья. Согласитесь, не самый привычный для нашего документального кино предмет изучения. Тем более героиней фильма о женской мечте иметь ребенка решила стать один из авторов «Семьи» – продюсер Мария Ошмянская.

Что для европейского зрителя уже давно в порядке вещей, для нас по-прежнему – скандал и тест на терпимость. Но если такие тесты не сдавать и отмахиваться от непонятных нам обстоятельств многообразной окружающей жизни, прописывая их по ведомству «шока», ни к чему хорошему это не приведет.

Савелий Дмитриев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30