21 октября 2021 02:05

Сами себе инвесторы

У машиностроителей появился повод для оптимизма

У машиностроителей появился повод для оптимизма

Министерство промышленности и энергетики утвердило «Стратегию развития транспортного машиностроения до 2015 года».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил «Гудку», что документ взаимоувязан со «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Он также отметил, что создание некоммерческого партнерства «Ассоциация производителей железнодорожной техники и транспортного машиностроения», объединяющего более сотни производителей продукции для РЖД, позволит вести согласованную техническую политику в области железнодорожного машиностроения и обеспечивать требования компании к качеству подвижного состава и безопасности движения.

Пресс-секретарь «Уралвагонзавода» Борис Минеев рассказал «Гудку», что Стратегия подразумевает участие и государства, и частного бизнеса в инвестировании отрасли, уточнив при этом, что «у предприятия три источника технического перевооружения: собственная прибыль, заемные средства преимущественно в виде банковских кредитов и государственная поддержка. Наше предприятие за счет первых двух составляющих в последние 5 лет от 1,5 до 2 млрд руб. ежегодно инвестирует в собственное развитие. Государственная же поддержка может осуществляться в виде налоговых послаблений или таможенных льгот при импорте необходимого для развития предприятия оборудования». Также, по его словам, большую роль в стабильности работы машиностроителей играет возможность заключения долгосрочных контрактов с заказчиком.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов считает, что повышению инвестиционной привлекательности предприятий транспортного машиностроения в первую очередь способствует оговоренное в Стратегии заключение долгосрочных договоров между производителем и заказчиком. «До недавнего времени практиковалось заключение краткосрочных договоров поставки сроком на 1 год. В мае ОАО «РЖД» подписало контракт с «Трансмашхолдингом» (ТМХ) на разработку и поставку до 2015 года 800 электровозов. Во-первых, производитель может уверенно планировать свою деятельность, наращивать объемы, внедрять новые технологии. Электровозы, которые уже заказаны РЖД, находятся в стадии разработки. Срок разработки локомотива у нас около 5 лет. И до 2015 года ТМХ успеет завершить все необходимые НИОКР и произвести заданное количество машин. Во-вторых, под долгосрочный договор гораздо проще привлечь заемные средства на разработку или расширение производства», – отметил г-н Трудов.

«Следует разделять два сегмента железнодорожного машиностроения. Машиностроительная отрасль в области локомотивов уже консолидирована. Сформировался крупный производитель – ТМХ. Он выступает достаточно крупным игроком и обладает необходимыми производственными ресурсами и возможностью привлечь финансы», – говорит представитель ИПЕМ.

Отмечу, что дальнейшее развитие должно идти в области привлечения новых технологий. И здесь нужно консолидироваться с обладателями технологий, зарубежными компаниями. Интерес иностранцев к нашему растущему рынку закономерен, и мы должны его правильно использовать. Но это ни в коем случае не должна быть промышленная сборка, которую применили в отечественном автопроме. Она попросту убила наш автопром. Собираются тысячи иномарок, но ключевые узлы производятся не здесь, и мы по-прежнему не обладаем технологиями их производства. Первый опыт взаимодействия с иностранными компаниями уже есть. Весной был заключен договор ТМХ с «Бомбардье» о создании совместного инженерного центра. Это, на мой взгляд, единственно правильный путь. «Бомбардье» участвует в проекте своими ноу-хау, а ТМХ адаптирует их под параметры российской транспортной системы», – отметил Олег Трудов.

По словам генерального директора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, российским производителям не следует стремиться к мировому лидерству. «Наши производители покупают металл по мировым ценам. Это подразумевает изготовление продукции высоких технических характеристик, чего нельзя сказать об отечественных локомотивах по сравнению с зарубежными. На мой взгляд, наилучшим вариантом будет применение западных технологий на базе наших предприятий. В итоге мы получим российские локомотивы мирового качества», – отметил он.

«В вагоностроительном сегменте ситуация несколько сложнее. Известны факты, когда новые модели вагонов не проходят предсерийные испытания или не справляются с нагрузками в процессе эксплуатации. На мой взгляд, производителям следовало бы укрупнить научный и конструкторский потенциал, совместно разработать несколько жизнеспособных моделей, например фитинговых платформ, и уже под их масштабный выпуск привлекать внешние инвестиции. Пока известен лишь один пример, когда оператор купил завод для создания перспективного подвижного состава. Это недавняя покупка группой компаний «ТрансГрупп» энгельсского «Трансмаша» под изготовление с применением технологий немецкого завода «Дессау» вагонов-автомобилевозов», – рассказал Олег Трудов.

По мнению президента Гильдии экспедиторов Семена Резера, основными инвестициями в вагоностроение станут деньги, которые операторы готовы заплатить за новый подвижной состав. Он не исключил, что крупные компании, заинтересованные в обновлении своих парков или обладающие большой грузовой базой, например «Северстальтранс» или «Газпром», могут в перспективе стать портфельными инвесторами вагоностроительных предприятий.

В свою очередь, Агван Микаелян считает, что машиностроители будут заниматься самоинвестированием. «В условиях ажиотажного спроса на подвижной состав со стороны РЖД, их дочек и частных операторов вагоностроители вполне могут сами справиться с развитием производственных мощностей. Насколько мне известно, они на протяжении последних двух лет активно привлекают средства на эти цели. Гарантированный спрос позволяет это делать. И они совершенно не заинтересованы в делении этого «пирога» с какими-либо портфельными инвесторами», – сказал он «Гудку».

Вячеслав Закатаев
Александр Шугаев


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30