27 октября 2021 22:53

Техника против травматизма

Иван Яриков, главный инженер департамента управления перевозками ОАО «РЖД»: «Как показывает анализ производственного травматизма в хозяйстве перевозок, наиболее опасным остается труд составителей поездов, регулировщиков скорости и сигналистов»
Иван Яриков, главный инженер департамента управления перевозками ОАО «РЖД»:

– Приоритетными направлениями нашей работы в области охраны труда являются вывод работников хозяйства из опасных зон за счет освоения безлюдных технологий, внедрение технических средств для предупреждения аварийных ситуаций, автоматизация отдельных операций технологического процесса, а также создание условий труда, максимально отвечающих современным требованиям.

Как показывает анализ производственного травматизма в хозяйстве перевозок, наиболее опасным остается труд составителей поездов, регулировщиков скорости и сигналистов. Из 30 несчастных случаев, произошедших в прошлом году, около 60% были допущены именно по этим профессиям. Аналогичная ситуация и в этом году – из 20 травмированных за прошедший период работников хозяйства 11 – составители поездов.

Для вывода работников из опасных зон департаментом планируется внедрение целого ряда технических устройств, в первую очередь комплексной системы автоматизированного управления сортировочной станцией, которая предусматривает механизацию горок, централизацию стрелочных переводов, а также ввод современных устройств закрепления вагонов. Согласно разработанному проекту «Программы совершенствования работы и развития сортировочных станций» до 2015 года будет механизировано более 120 горок. И более 2 тыс. регулировщиков скорости движения вагонов будут выведены из опасной зоны.

В соответствии со среднесрочной программой департамента до 2009 года на 52 станциях будут включены в электрическую централизацию 650 стрелочных переводов и установлено 230 стационарных тормозных упоров на приемо-отправочных путях. Это позволит вывести из опасной зоны более 400 дежурных стрелочных постов и операторов постов централизации.

Также согласно плану научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 год предусмотрены автоматизация процесса закрепления составов с использованием стационарных тормозных упоров типа УТС, внедрение устройств дистанционного контроля дислокации тормозных башмаков и заграждающих устройств повышенной мощности для сортировочных путей станций на основе применения магнитных материалов.

Наиболее опасным остается труд составителей поездов, регулировщиков скорости и сигналистов
Одной из острых проблем остаются негабаритные места проезда подвижного состава, которые вносят свой печальный вклад в статистику производственного травматизма хозяйства перевозок: только в прошлом году было травмировано порядка 3% работников. За прошедшие два года удалось устранить на сети 740 таких мест. Однако нет возможности исключить их полностью. Именно поэтому целесообразно внедрять технические средства, способные предупредить работников о приближении к опасному месту. Наиболее эффективным является использование датчиков приближения подвижного состава к негабаритному месту. Наряду с этим предлагается изменить способ обозначения таких мест, например, применять устройства с мерцающим эффектом. Благодаря им составитель поездов сможет заранее обратить внимание на приближение к опасному месту, в том числе в ночное время суток.

Немаловажная роль отводится организации технического обучения персонала, в том числе вопросам охраны труда. Чтобы повысить качество проведения учебы и установить единые требования к оснащению кабинетов, в этом году было разработано «Положение о технической учебе работников хозяйства перевозок». Оно предусматривает использование в процессе обучения тренажерных комплексов для отработки практических навыков. В течение ближайших лет планируется создать на крупных узловых станциях центры практического обучения. Они будут оснащены современной компьютерной техникой со специальным программным приложением, а также мультимедийными автоматизированными системами обучения, стендами и макетами.

Для обучения работников станций, удаленных от крупных центров, используются специализированные вагоны-тренажеры по безопасности движения и охране труда хозяйства перевозок. К сожалению, имеющийся парк вагонов-тренажеров обновляется крайне медленно. На сегодняшний день на СКЖД, ВСЖД и СахЖД их нет, еще на трех дорогах имеется по одному-два. Из 67 отделений железных дорог вагоны-тренажеры есть только на 47. Чтобы обеспечить потребность хозяйств перевозок железных дорог, требуется 34 вагона-тренажера. Сегодня проводится целенаправленная работа по стабилизации создавшейся ситуации.

Также регулярно проводятся семинары. Кроме того, с начала года обучение с отрывом от производства прошли более тысячи руководителей и специалистов. Все это в итоге позволит изменить ситуацию с обеспечением безопасных условий труда работников хозяйства.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30