25 июля 2021 17:58

В поисках альтернативы

Пока у электровозов конкурентов нет

АО «РЖД» совместно с научно-исследовательскими институтами и отраслевой промышленностью работает над созданием и эксплуатационными испытаниями газотепловозов, газотурбовозов, локомотивов, работающих на биотопливе и водородных элементах.
Пока у электровозов конкурентов нет

Истощение запасов углеводородного топлива ставит на повестку дня необходимость разработки и создания силовых установок, работающих на иных видах топлива. ОАО «РЖД» совместно с научно-исследовательскими институтами и отраслевой промышленностью работает над созданием и эксплуатационными испытаниями газотепловозов, газотурбовозов, локомотивов, работающих на биотопливе и водородных элементах.

Добыча нефти в России к 2012 году может сократиться в 1,5 раза – до 320 млн тонн в год. Такой прогноз был дан на проходящей в Санкт-Петербурге VIII Международной конференции и выставке по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа СНГ RAO/CIS Offshore 2007 компанией ОАО «Зарубежнефть». При этом в стране отмечается рост потребления нефти. Как сообщили «Гудку» в аналитическом агентстве Argus media, только за прошедший год нефтепотребление возросло в России в два раза. Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов убежден, что в таких условиях необходимо заниматься перестройкой топливного баланса.

Экономические интересы ОАО «РЖД», энергетическая безопасность железнодорожного транспорта как ключевого сектора народно-хозяйственного комплекса страны на фоне ценового давления по энергоресурсам, а также возникающего в отдельных регионах энергодефицита требуют дополнительных усилий по оптимизации затрат в этой области, считает вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. По его словам, в компании ведутся работы по отработке технологий использования альтернативных видов моторного топлива, в том числе эксплуатационная проверка газотепловозов, создание газотурбовоза, испытания биодизельного топлива, использование топливных элементов.


Из самолета в локомотив

Как рассказал «Гудку» Валентин Гапанович, в ОАО «РЖД» совместно со специалистами аэрокосмического комплекса разработан первый в мире газотурбовоз мощностью 8300 кВт, работающий на сжиженном природном газе. Экономичность нового российского газотурбовоза, по примерным подсчетам, составит более 30%. Эффективность эксплуатации газотурбовозов будет возрастать по мере опережающего роста цен на нефтепродукты. Силовая установка нового локомотива создана по заказу ОАО «РЖД» предприятиями аэрокосмического комплекса. Сборку локомотива осуществил Воронежский локомотивный завод. В рамках совместной программы ОАО «РЖД», РАО «Газпром» и правительства Свердловской области создан не только этот магистральный тепловоз, но и комплекс технологического оборудования для производства, хранения и заправки сжиженным природным газом. Первые газотурбовозы будут эксплуатироваться на неэлектрифицированных участках железных дорог Урала и севера Тюмени.


Дизель на бобах

В июне этого года в Великобритании начались шестимесячные испытания первого в Европе дизельного поезда Virgin Voyager на биотопливе. Проект стоимостью 1 млн фунтов стерлингов ведут Ассоциация операторов поездов (ATOC) и Бюро стандартов и безопасности на железных дорогах (RSSB). Пока топливо поезда смешанное: непосредственно биотопливо, приготовленное из соевых бобов, пальмового масла и семян рапса, составляет в нем пятую часть. Ожидается, что выброс углекислого газа от сжигания биотоплива окажется ниже, чем от простого дизельного, отмечает Magazine – The IET. Участники проекта оптимистично рассчитывают перевести на биотопливо весь парк поездов компании Virgin.

Россия не отстает от Великобритании. По словам Валентина Гапановича, маневровые локомотивы с использованием биотоплива для двигателей внутреннего сгорания испытываются на Юго-Восточной железной дороге.


Водородная дрезина

Валентин Гапанович сообщил, что ОАО «РЖД» активно ведет работы по использованию водородной энергетики. Подписано рамочное соглашение с группой компаний «Интеррос», являющейся одним из ведущих инвесторов России, реализующих долгосрочную программу по изучению и развитию водородной энергетики, нацеленную на создание и внедрение электрохимических энергоустановок на базе топливных элементов. Определены опытные участки Московской железной дороги для испытания энергетических установок на топливных элементах для электроснабжения устройств СЦБ и связи. Одновременно идет разработка автомотрисы для производства ремонтно-профилактических работ в тоннелях, использующей в качестве источника энергии водородные элементы.

Газотурбовозы возвращаются на отечественные железные дороги
Исследования возможности применения водородных элементов на железнодорожном транспорте идут во всем мире. В начале этого года Восточные железные дороги Японии (EJR) приступили к разработке пассажирской дрезины с питанием от водородных элементов. В таком элементе электричество получается при образовании молекулы воды из ионов водорода и кислорода, сообщает журнал New Scientist. В случае успеха дрезина станет первым образцом пассажирского подвижного состава на водородном питании.

По данным журнала, консорциум по разработке локомотивов на водородном топливе, в который вошли железные дороги, государственные учреждения и институты, уже создан в США и запланирован к созданию в Европейском союзе.


Альтернативы электровозам нет

И все-таки альтернативы электрической тяге, электрифицированным магистралям нет, считает начальник отдела автоматизации топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте НПЦ «Комтехтран» Александр Кузнецов. По его словам, коэффициент полезного действия электровоза самый высокий из всех видов тягового подвижного состава – 85 – 87%. Для сравнения: у тепловоза КПД – 36%, а у созданного в настоящее время газотурбовоза ожидается КПД на уровне 40 – 50%.

Даже США, где в основном применяется дизельная тяга, в последнее время интенсивно ведут электрификацию железных дорог, обустраивая контактной сетью до 2,5 тыс. км железнодорожных линий в год. Тем же самым занимается и Китай.

Электрическая тяга является самым экономичным по расходу топлива способом транспортировки грузов, говорит и.о. директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров, удельный расход топлива при тепловозной тяге в 1,5 – 1,7 раза больше, чем при электрической. Поэтому в соответствии со стратегическим направлением развития ОАО «РЖД» планирует к 2010 году электрифицировать 78 тыс. км, т.е. около 90% всех железнодорожных линий России.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31