20 октября 2021 19:00

Электричество без вариантов

Появления неожиданного вида тяги не предвидится

Агван Микаелян, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза»: «Различные разработки тягового подвижного состава, работающего на водородных таблетках, биотопливе, вряд ли в обозримом будущем смогут найти массовое применение на транспорте»
Появления неожиданного вида тяги не предвидится

Агван Микаелян, генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза»:

– Различные разработки тягового подвижного состава, работающего на водородных таблетках, биотопливе, вряд ли в обозримом будущем смогут найти массовое применение на транспорте с точки зрения обеспечения больших объемов перевозок пассажиров и грузов. Применение биотоплива, скорее всего, ограничится небольшими полигонами и выполнением конкретных задач.

Например, делать ставку на биотопливо для двигателей внутреннего сгорания в России крайне проблематично. Так, в связи с более суровым климатом существуют объективные трудности с получением и использованием природного сырья: получить дешевые растительные масла за счет многократного выращивания и снятия урожаев в стране в течение одного сезона нельзя. Далее, климатические условия резко ограничивают применение биотоплива, поскольку, к примеру, топливо на основе рапсового масла застывает при температурах около –15°С. Значит, биотопливо можно использовать только в теплое время года. Пока неясен и вопрос экологии. Сторонники говорят, что биотопливо меньше загрязняет атмосферу, зато оппоненты доказывают, что при сгорании биотоплива выделяются те же продукты, что и при сжигании ископаемых топлив.

Реальной заменой дизельному топливу предстает только сжиженный газ
Что касается тепловозной тяги, то наиболее реальной альтернативой дизельному топливу предстает сжиженный газ, только ему к 2020 году будет принадлежать большая доля рынка моторных топлив. Причем здесь важен не только экономический, но и экологический аспект. Так, при переводе на природный газ выбросы двигателей внутреннего сгорания по вредным компонентам сокращаются от 1,5 до 5 раз, при этом выбросы парниковых газов (СО2) уменьшаются на 25%. Этот показатель очень важен при реализации Киотского протокола.

Впрочем, на газ человечеству рассчитывать тоже особенно не приходится. Известно, что газовых запасов на планете хватит на сто лет, и это совсем немного. Тем более нужно учесть и такой фактор, что когда, лет через 30 – 40, нефти уже не окажется, то резко возрастет потребление газа.

Также чрезвычайно маловероятно появление в будущем каких-либо не известных современной науке новых источников энергии для тяги поездов и соответственно каких-то принципиально иных тяговых устройств.

Например, в прошлом веке были разработаны и созданы поезда на магнитной подушке, которые способны развивать скорость до 580 км/ч, передвигаясь на небольшой высоте над поверхностью земли благодаря поддерживающим их магнитным полям. Первая эксплуатируемая дорога на магнитной подвеске была построена компанией Transrapid в Берлине, однако после многолетних испытаний и двухмесячной эксплуатации была разобрана и заменена обычной линией метро. Впрочем, немцы по заказу китайского правительства соединили такой дорогой аэропорт с центром города в Шанхае. Эту линию китайцы намечают продлить, но уже без помощи немцев. И все-таки, несмотря на практически четвертьвековое существование, поезда на магнитной подушке массового применения так и не нашли. Более того, они чрезвычайно дороги, и пока никто серьезно не просчитывал экономическую целесообразность их внедрения.

Пока самое вероятное направление развития только за самым уникальным видом энергии – электричеством. И хотя с точки зрения атомной энергетики небеспредельны и запасы урана, которого хватит примерно на 250 лет, но зато в стране имеются большие запасы угля.

Более того, электроэнергию можно добывать с помощью энергии воды, ветра, а эти источники практически неиссякаемы. К примеру, Китай недавно объявил о планах увеличения использования возобновляемых источников энергии, включая энергию ветра и солнца. Здесь ожидается, что уже к 2020 году почти треть электроэнергии в этой стране будет производиться на гидроэлектростанциях. Кроме того, в Китае возрастет производство электроэнергии при помощи энергии ветра до 5 млн кВт к 2010 году и до 30 млн кВт – к 2020 году.

Учитывая эти, а также многочисленные другие факторы, можно делать вывод о том, что самой перспективной станет ставка на использование электроэнергии, а основной упор целесообразно делать на максимальную, по возможности, электрификацию железнодорожного транспорта.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30