25 октября 2021 09:27

Беспризорные мосты

На Северной магистрали не хватает людей и денег для охраны искусственных сооружений

На Северной железной дороге под постоянным контролем ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» находится только восемь из 1200 железнодорожных мостов. На охрану остальных нет денег ни у ведомственной охраны, ни у администраций регионов, ни у милиции.
На Северной магистрали не хватает людей и денег для охраны искусственных сооружений

Мосты нуждаются в охране
На Северной железной дороге под постоянным контролем ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» находится только восемь из 1200 железнодорожных мостов. На охрану остальных нет денег ни у ведомственной охраны, ни у администраций регионов, ни у милиции.

Среди охраняемых – искусственные сооружения через крупнейшие реки Европы – Волгу, Северную Двину, Печору, Усу. Эти объекты стратегического значения находятся под круглосуточным контролем вооруженных подразделений, и возможность теракта здесь сведена к минимуму. Остальные искусственные сооружения регулярно осматриваются путевыми обходчиками, а часть из них проверяется подвижными группами отрядов ведомственной охраны. В первую очередь именно на неохраняемых объектах могут возникнуть ЧП.

Как сообщил «Гудку» начальник отдела организации охраны грузов и объектов, вооружений и специальных средств филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на СЖД Игорь Глухов, у ведомственной охраны нет возможностей охранять каждое сооружение, расположенное на магистрали. Ведь содержание на каждом объекте отдельного подразделения со всей необходимой инфраструктурой стоит очень дорого. Решать проблему нужно совместно с администрациями регионов, на территории которых мосты расположены. Однако пока добиться поддержки в этом вопросе от региональных властей не получается.

Так, СЖД неоднократно обращалась к руководству Республики Коми с предложением организовать на паритетных началах охрану двух крупных неохраняемых железнодорожных мостов через реку Усу. Причем мост на перегоне Юкост – Усинск самый длинный на СЖД и один из крупнейших в Европе. Однако до сих пор эти предложения так и остались нереализованными. Схожая ситуация и в Архангельской области. И. о. директора департамента транспорта и связи Архангельской области Виктор Галахов заявил «Гудку», что региональная власть не готова помогать железнодорожникам в обеспечении безопасности объектов, принадлежащих ОАО «РЖД» (хотя на территории области из более чем 100 железнодорожных мостов силами ведомственной охраны охраняется лишь один автомобильно-железнодорожный мост через Северную Двину в Архангельске). Единственное, региональная власть обещает подключить к решению вопроса об охране муниципалитеты. «Мы намерены в кратчайшие сроки организовать охрану двух автомобильных мостов – в Архангельске и Котласе, перед муниципалитетами этих городов уже поставлена такая задача. А на охрану железнодорожных мостов, расположенных на территории области, в бюджете просто нет средств», – сказал Виктор Галахов.

К контролю за объектами можно было бы привлечь правоохранительные органы регионов. Так, заместитель начальника Северного управления внутренних дел на транспорте (СУВДТ), начальник милиции общественной безопасности Олег Воробьев считает, что «к искусственным сооружениям следует приблизить наряды и посты территориальных подразделений милиции».

«После подрыва «Невского экспресса» мы подготовили и отправили соответствующие обращения начальникам УВД восьми регионов, рассчитываем на их поддержку в рамках приказов о взаимодействии структур МВД», – рассказал он. Но на прошедшей недавно в Архангельске пресс-конференции «Новое в обеспечении безопасности на транспорте» начальник управления по борьбе с организованной преступностью УВД Архангельской области полковник милиции Александр Гниденко заявил, что «милиция с охраной мостов не справится».

Сами милиционеры делают ставку на рядовых железнодорожников, считая их своими глазами и ушами на линии. «Для проверки их бдительности мы закладываем на неохраняемых объектах муляжи, имитирующие взрывные устройства, причем сейчас ставим перед руководством СЖД вопрос о поощрении особо бдительных работников магистрали», – пояснил полковник Воробьев.

По мнению Игоря Глухова, сделать охрану эффективной могла бы система видеонаблюдения. Установка камер круглосуточного слежения потребует денег, но это гораздо дешевле, чем организовывать на каждом объекте физическую охрану.

По словам начальника Северного регионального центра безопасности СЖД Тимура Левашёва, из восьми охраняемых мостов магистрали шесть уже оборудованы современной комплексной системой безопасности, которая включает в себя подсистемы периметровой сигнализации и видеонаблюдения. Оставшиеся два охраняемых моста через Волгу и Печору будут оснащены подобной системой до конца нынешнего года, на что ОАО «РЖД» выделило более 10 млн руб. «Одновременно прорабатывается возможность эффективного видеоконтроля и неохраняемых мостов. Согласен, задача это непростая, ведь множество мостов находится на большом удалении от других объектов инфраструктуры дороги. К тому же в районах Крайнего Севера затруднен или вовсе отсутствует автомобильный подъезд к мостам, что мешает быстро реагировать при возникновении угрозы. И все же считаю, что даже в этих труднодоступных местах внедрение систем видеонаблюдения – действенная мера для повышения безопасности прежде всего пассажиров», – подчеркнул он.

Однако в СУВДТ считают, что полной гарантии безопасности видеонаблюдение все равно не даст. Ведь множество мостовых переходов Северной дороги расположено на линии – в отдалении от крупных населенных пунктов. И прокладывать оптико-волоконный кабель на десятки и сотни километров слишком дорого. Дистанционное наблюдение за отдаленными сооружениями малоэффективно: отличить законопослушного гражданина от террориста на мониторе зачастую трудно, а в случае возникновения подозрения нет возможности оперативно отреагировать на ситуацию. К тому же даже у опытного оператора через 30 – 40 минут наблюдения за монитором внимание притупляется.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30