27 июля 2021 02:15

Великая транспортная стена

Перевозчики не дают угольным компаниям прорваться в Китай

Рост спроса на внутреннем рынке, а также государственное поощрение импорта позволяют говорить о возможной перспективе экспорта российских углей в Китай. Однако пока более привлекательными с точки зрения логистики там традиционно остаются австралийские, американские и индонезийские поставщики.
Перевозчики не дают угольным компаниям прорваться в Китай

Спрос – не вопрос

Китай в январе 2007 года впервые стал импортером угля, что привлекло внимание мировых экспортеров.

«В Китае угля не хватает, и прежде всего энергетического. Правительство страны принимает различные меры для исправления ситуации, в том числе ограничивает экспорт, увеличивает импорт», – отметил генеральный директор информационного агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль.

Рост спроса на внутреннем рынке, а также государственное поощрение импорта позволяют говорить о возможной перспективе экспорта российских углей в Китай. Однако пока более привлекательными с точки зрения логистики там традиционно остаются австралийские, американские и индонезийские поставщики.

«Рост экспорта российского угля в Китай в краткосрочной перспективе возможен, однако это скорее исключение, чем правило», – говорит менеджер дирекции продаж, маркетинга и логистики компании «Северсталь-ресурс» Ольга Овчинникова.

Управляющий филиалом SUEK AG в Тайване Алексей Попов считает, что политика китайских властей, направленная на сдерживание экспорта и увеличение импорта угля, теоретически дает возможность увеличения присутствия российских угольных компаний на этом рынке. Однако при сегодняшнем уровне цен на уголь, импортируемый в Китай, говорить о существенном росте объемов поставок преждевременно.

Сейчас высококачественный уголь выгоднее экспортировать в другие страны АТР – Японию, Южную Корею, Тайвань. «Для них наиболее близкие географически поставщики – Россия и Китай, так что в силу сокращения китайского экспорта наши компании получают преимущество над всеми остальными. СУЭК в последнее время удалось значительно увеличить отгрузки в ряд стран региона именно за счет замещения китайского угля», – говорит эксперт.


Доллар тонна

«Рост закупок со стороны Китая, безусловно, открывает перспективы перед российскими компаниями. Но здесь есть барьерное место – неразвитость инфраструктуры портов Дальнего Востока, – считает проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Московского государственного горного университета (МГГУ) Сергей Романов. – Порты Восточный и Посьет переваливают в сумме 15 – 16 млн тонн в год со стопроцентной загрузкой производственных мощностей.

Даже запланированное увеличение портовых мощностей не позволит России стать серьезным игроком на угольном рынке АТР
Расширение порта Ванино намечено на 2008 год, Посьета – тоже на 2008 – 2009 годы. Увеличение мощностей Восточного до 20 млн тонн анонсируется каждый год, но особых продвижений в этом процессе нет. Говорится и о строительстве в Совгавани дополнительно к Восточному еще одного терминала на 12 млн тонн. Но все это пока на бумаге.

Если смотреть по реальным мощностям портов, они работают на пределе и не дают наращивать экспорт если не в Китай, то в другие страны региона, в Японию, Малайзию, Индию».

Еще одно препятствие, по мнению Сергея Романова, – высокие портовые ставки. «Там, где есть дефицит мощностей, они всегда высоки. В частности, в Восточном ставки достигают $10 – 12 за перевалку тонны угля. Нормальный порт грузит по доллару за тонну», – говорит он.

«Гудок» уже рассказывал о предпринятой СУЭК пробной перевозке угля из Бурятии через сухопутный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия до китайских портов Далян и Яньтай и далее морем до портов южного побережья КНР. «Опыт перевозки угля СУЭК по китайской железной дороге был, скорее, пробным шаром, и в ближайшем будущем существенно увеличивать поставки этим маршрутом не планируется. Мы в большей степени изучаем и отрабатываем возможности его использования на перспективу. При низких ценах на уголь в Китае и с учетом транспортных затрат нам выгоднее продавать его даже на внутреннем рынке. Запуск терминала в Мучке позволит удешевить перевозку в Китай и тем самым поспособствует росту поставок угля СУЭК в этом направлении, однако прогнозировать объемы пока трудно», – рассказал Алексей Попов.

По мнению отраслевых экспертов, доставка железнодорожным транспортом может иметь смысл при достаточном развитии инфраструктуры.

«Как правило, если идет речь о приграничных регионах, до 500 километров от границы, то такие поставки возможны. Если расстояние свыше полутысячи, то там нет развитой сети дорог.

Важен и вопрос уровня железнодорожных тарифов. Ведь перевозка морем всегда в разы дешевле. И чем больше расстояние, тем сильнее эта разница будет ощущаться. Поэтому как некий вспомогательный способ транспортировки рассматривать железнодорожные перевозки возможно. Но прорывным направлением они не будут», – считает Сергей Романов.


Сибирский потенциал

Из России в КНР, по официальным данным таможенной службы, поставляются мизерные объемы угля. Так, в 2003 году – 59 тыс. тонн, в 2004 году –13 тыс. тонн, в 2005-м – поставок не было, в 2006-м отправлено 29,2 тыс. тонн.

В первом полугодии 2007 года уголь не поставлялся вовсе.

«Приходится констатировать, что мы с Китаем углем практически не торгуем, и хорошо бы было начать торговать. Резервы для этого есть. Так, в Восточной Сибири недоиспользуется потенциал ближайшего к Китаю Канско-Ачинского бассейна. Отсюда можно было бы вывозить порядка 30 млн тонн. По моему мнению, увеличивать сбыт по суше не даст отсутствие развитой инфраструктуры с китайской стороны. В среднесрочной перспективе, принимая во внимание активность китайских железнодорожников, чья сеть дорог прирастает на 1 тыс. км в год, ситуация могла бы измениться. Но поскольку в России не хватает электроэнергии и стоит вопрос о строительстве угольных электростанций, может быть, через 10 лет, когда эти станции будут построены, и нам понадобится уголь из этого бассейна», – считает Анатолий Скрыль.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31