25 октября 2021 10:42

Сотрудничество без огонька

Дмитрий Мачерет, начальник департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД»: «Китай, который пока импортирует относительно небольшие по сравнению с Японией и Южной Кореей объемы угля, в будущем согласно прогнозам заметно увеличит масштабы закупок на внешних рынках»
Дмитрий Мачерет, начальник департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД»:

– Объем внешней торговли энергетическим углем в Азиатско-Тихоокеанском регионе вырос в 2006 году на 10% по сравнению с уровнем 2005 года и достиг 350 млн тонн. В среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется динамичное увеличение спроса, прежде всего со стороны Японии, Южной Кореи, Китая и Малайзии. Несмотря на прогноз значительного роста предложения, его темпы будут отставать от динамики спроса в этом регионе.

Китай, который пока импортирует относительно небольшие по сравнению с Японией и Южной Кореей объемы угля, в будущем согласно прогнозам заметно увеличит масштабы закупок на внешних рынках и свой удельный вес в общем объеме импорта. При этом ожидается, что значительная часть быстро растущей потребности в угле будет удовлетворяться в первую очередь за счет внутренних ресурсов.

Доля импорта в объеме внутреннего потребления Китая в настоящее время не превышает 1,4%.

Значительный рост потребностей Китая вызван расширением внутреннего спроса со стороны быстро развивающегося энергетического сектора и металлургии. Например, доля угля в производстве электроэнергии там составляет почти 2/3.

Доля угля в производстве электроэнергии в Китае в настоящее время составляет почти две трети
Наибольший спрос будут предъявлять промышленно развитые восточные и южные регионы страны, в то время как основные районы угледобычи расположены на севере Китая. В частности, в провинции Шаньси, на которую приходится более четверти всего добываемого в стране угля.

Это потребует ускоренного развития транспортной инфраструктуры для обеспечения возрастающих объемов перевозок.

Так, крупнейший китайский оператор по перевозкам угля Daqin Railway Company, осуществляющий эксплуатацию железнодорожной линии Датонг (провинция Шаньси) – морской порт Циньхуандао (угольный экспортный терминал на восточном побережье) протяженностью более 1 тыс. км, планирует провести модернизацию путевой инфраструктуры и шире использовать тяжеловесные поезда.

Несмотря на приоритет в использовании собственных ресурсов, импорт угля Китаем в 2007 году, по оценкам, может увеличиться на 17% по сравнению с 2006 годом (с 30 до 35 млн тонн), к 2012 году возрастет до 50 млн тонн (прирост 67% к уровню 2006 года).

Это происходит в условиях сокращения объема китайского экспорта (главным образом в Японию и Южную Корею), который в прошлом году составил 63,3 млн тонн (на 11,7% меньше по сравнению с 2005 годом).

Совокупный объем российского экспорта угля по железной дороге в 2006 году составил 93,5 млн тонн, на 12,3% больше, чем в 2005 году.

При этом в страны АТР было экспортировано лишь 13,9 млн тонн – прирост 6,4%, причем 13,3 млн тонн из них – в Японию.

Прогнозируется, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе энергетический уголь, добываемый в России, будет иметь устойчивый рынок сбыта в Азии: спрос на него будет возрастать, что позволит увеличить объем экспорта оценочно на 20 – 23 млн тонн к 2030 году.

Основными покупателями угля и концентрата будут выступать Япония, Южная Корея, Тайвань и, возможно, Китай в случае значительного превышения потребностей в угле над объемом его добычи в этой стране.

Таким образом, развитие поставок энергетического угля на рынок АТР, в том числе Китая, в целом имеет достаточно хорошие перспективы. Однако необходимо иметь в виду, что оно связано с вопросом конкурентоспособности, поскольку импортеры из Китая и других стран региона проявляют интерес прежде всего к поставкам из Индонезии, которая наряду с Австралией является крупнейшим экспортером энергетического угля в страны Восточной Азии.

Вместе с тем СУЭК, по имеющейся информации, планирует наращивать объемы поставок угля в Китай по железной дороге через транзитный переход Забайкальск – Маньчжурия (в течение ближайшего года – 0,5 млн тонн). По оценкам, в Китай может экспортироваться через Забайкальск до 5 – 7 млн тонн энергетического угля в год с учетом спроса со стороны потребителей.

Отмечу, что в соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» и проектом «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», одобренной на заседании правительства 6 сентября, предусмотрено развитие железнодорожной инфраструктуры в Дальневосточном регионе, обеспечивающее перспективные потребности экономики страны в росте грузовых перевозок, в том числе и экспортных перевозок угля.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30