04 декабря 2021 13:56

Местечковый настрой

Депутаты поинтересовались, есть ли их города в Транспортной стратегии

Депутаты поинтересовались, есть ли их города в Транспортной стратегии

В среду в рамках «правительственного часа» исполняющий обязанности министра транспорта Игорь Левитин рассказал депутатам Госдумы о том, как будет развиваться транспортный комплекс страны. Однако, несмотря на важность вопроса, делового разговора так и не получилось.

Нынешняя ситуация в транспортной сфере кардинально отличается от той, которая была еще два-три года назад. Дело в том, что теперь у правительства есть перспективный план развития каждого вида транспорта, правда, в разной степени готовности. Несмотря на то что в стране уже есть «Стратегия развития транспорта до 2020 года», министерство занимается конкретной разработкой федеральной целевой программы на 2010 – 2015 годы. «Особенностью этой программы является то, что она подразумевает проектный подход, что, в свою очередь, позволит не превышать выделенные на нее средства, – сообщил депутатам Игорь Левитин. – Регионы предлагают нам проекты, мы их отбираем, а реализовывать будет частный бизнес».

Целью программы является ускоренное строительство автомобильных дорог, в том числе и в городах. Предполагается создание опорной аэродромной сети, в результате чего в России появятся как крупные хабы, так и небольшие аэродромы, чтобы население летало с них в соседние регионы. Кстати, Минтранс внес в правительство предложение, по которому предлагается начать субсидирование перевозок в районах Сибири и Дальнего Востока, чтобы сделать их доступнее для граждан. Не забыта и безопасность. Министерство экономического развития и торговли разработало закон, согласно которому родственники погибших в авиакатастрофах будут получать не менее 2 млн руб. Уже идет строительство новых морских терминалов. В железнодорожной отрасли будут проводиться ускоренная модернизация подвижного состава и подключение к сети тех регионов, которые еще не имеют железнодорожного сообщения. Предполагается выйти на полное финансирование государством внутренних водных путей.

Тем не менее понятно, что из-за масштабности работы проблем в отрасли много, в том числе и законодательного плана, но почему-то депутаты решили сконцентрироваться не на них. Исполняющему обязанности министра транспорта было задано много вопросов, но большая часть из них касалась решения транспортных проблем того города, откуда избирался конкретный депутат. Депутат из КПРФ Анатолий Локтев поинтересовался, когда в Новосибирске построят новый мост, Василий Тарасюк из ЛДПР хотел узнать о судьбе объездной дороги вокруг Волгограда, «независимая» Светлана Горячева – когда можно будет объехать Уссурийск. И даже вице-спикера Любовь Слиску интересовало, будет ли построен новый аэропорт в ее Саратове, поскольку ресурс Як-42 уже исчерпался, а другие самолеты на старую взлетную полосу приземляться не могут. Игорь Левитин, как оказалось, хорошо владел ситуацией в целом по стране и охотно сам отвечал на вопросы.

С одной стороны, депутатов можно было понять. Идет избирательная кампания, и каждому народному избраннику в своем округе важно показать людям свою осведомленность в транспортных вопросах. Но, с другой стороны, острых и важных проблем никто практически так и не поднял.

За исключением, пожалуй, руководителя думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, который в своем выступлении объяснил, что многое еще не сделано, в том числе и самими депутатами.

«Гудок» уже неоднократно писал, что в стратегическом отношении все разрабатываемые программы сейчас серьезно «хромают», поскольку нет объединяющего стержня, вокруг которого они должны формироваться. «Проводимая правительством политика в транспортном вопросе напоминает лоскутное одеяло, а тут нужна стратегия, основанная на системном подходе, – еще раз подтвердил эту мысль Валерий Язев. – У нас сейчас почти все стратегии разрабатываются до 2020 года, но в реальности есть только социально-экономический прогноз, подготовленный МЭРТ до 2008 года. Почему это министерство до сих пор не подготовило прогноз на соответствующий срок? Его нужно принять за основу, на ней разработать концепции по видам транспорта и затем объединить все в транспортную стратегию. А у нас получается фрагментарный подход».

Кроме того, по мнению председателя комитета, несмотря на то что Минтранс серьезно работает над законодательством, в транспортной сфере до сих пор зияют огромные юридические «дыры», в результате чего страдают целые отрасли. Не принят Устав железнодорожного транспорта. Нет закона об аэродромах. Нет правового регулирования лоцманской проводки в портах, да и сами законы о морских портах и особых экономических зонах в портах еще находятся в думских комитетах. Отсутствует законодательство в области дорожного движения. Из сферы регулирования транспорта в городах выпал метрополитен. А есть и еще более серьезная проблема. Каждый закон должен быть подкреплен подзаконными актами, а здесь наблюдается отставание. В результате уже принятые законы не работают. Речь идет об авиации общего назначения, транспортной безопасности и ряде других сфер.

«Может, правительству не хватает ресурсов? – спросил Валерий Язев. – Пусть нам скажут каких, мы поможем».

Правда, сам Игорь Левитин не склонен так драматизировать ситуацию, хотя и признал отставание в разработке подзаконных актов и сообщил, что министерство работает над этим. «Сегодня каждый вид транспорта имеет свое законодательство, – заметил и.о. министра транспорта. – В Госдуме находится ряд законопроектов, и мы надеемся на плодотворное сотрудничество депутатов в этой области».

Не считает Игорь Левитин проблемой и ситуацию с отсутствием ориентиров для формирования федеральной целевой программы. «В ноябре МЭРТ внесет в правительство прогноз социально-экономического развития страны до 2020 года, и тогда же мы будем отстаивать объем финансирования по нашей транспортной ФЦП на 2010 – 2015 годы, – сообщил г-н Левитин. – Утверждаться же программа будет в мае 2008 года». Очевидно, несмотря на то что в Минэкономразвития официально прогноз еще не готов, для подготовки документов в министерствах его цифры уже широко используются.

Галина Бочарова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30