25 октября 2021 10:18

Система «все включено»

Лизинг превращается в комплексную услугу автовладельцу

Дмитрий Шульцев, начальник отдела анализа рынка «Московской лизинговой компании»: «Чем характеризуется сектор лизинга автотранспорта? Прежде всего тем, что автолизинг растет быстрее других секторов, и данная тенденция продолжается.»
Лизинг превращается в комплексную услугу автовладельцу

Дмитрий Шульцев, начальник отдела анализа рынка «Московской лизинговой компании»

– Чем характеризуется сектор лизинга автотранспорта?
– Прежде всего тем, что автолизинг растет быстрее других секторов, и данная тенденция продолжается.
Это естественный процесс, поскольку российский рынок не насыщен автомобилями, особенно современными. При этом практически каждая компания занимается лизингом автотранспорта, как и было это раньше. Большинство из них не специализируется на машинах какого-то класса, к примеру только на легковых или только на грузовых.
Еще одна тенденция – у большинства мировых автодилеров в России появились свои лизинговые компании, зарегистрированные как российские налогоплательщики.
К примеру, «Вольво-Финанс», «Скания-Лизинг», есть на территории России лизинговая компания такого мирового производителя, как «Даймлер Крайслер», совсем недавно появилась соответствующая структура концерна МАN. Это так называемые кэптивные компании, которые созданы для того, чтобы продвигать на рынок продукцию одной из крупных компаний-производителей. Последние часто являются учредителями этих лизинговых компаний или собственниками.
Противостоят зарубежным автодилерам по кэптивности «Элемент-Лизинг», принадлежащая концерну «Русал», заводы которого производят автобусы «ПАЗ», «ЛИАЗ», автомобили «ГАЗ», «УАЗ».
Работает на рынке и «КамАЗ-лизинг». Компания «Главлизинг» «выросла» также из КамАЗа, и она продолжает работать с машинами этой марки.
Есть компании, которые предлагают автомобили марки «МАЗ». Кстати, почти все эти структуры в рейтингах компаний, предлагающих в лизинг автомобили, занимают ведущие позиции.

– Насколько жесткая конкуренция между кэптивными компаниями российскими и зарубежными?
– Конкуренции между ними нет прежде всего потому, что предлагаемые автомобили – разного класса, я бы сказал, даже «из разных миров».
По грузоподъемности российские машины зарубежным не проигрывают, к тому же они дешевле. Но их уровень надежности и комфорта ниже, уровень потребления топлива выше, однако их все равно покупают. Ведь существуют потребители, которые приобретают только иностранные автомобили, немало и тех, кто отдает предпочтение сугубо российским маркам.

– Каким образом диверсифицируют свой бизнес лизинговые компании?
– Нередко они уже не требуют авансовых платежей, увеличивают сроки лизинга.
Получает все большее распространение экспресс-лизинг, когда проводится скоринговая оценка клиента и финансирование сделки, то есть закупка машин может начаться хоть на следующий день.
Фактически это означает, что лизинг легковых автомобилей перешел в систему розницы.
От получателя не требуется большого количества документов, подтверждающих его платежеспособность или финансовую устойчивость, а наличие положительной кредитной истории еще более упрощает для него сделку.
Сам легковой автомобиль является ликвидным имуществом, которое можно рассматривать в качестве обеспечения договора. Банки это принимают положительно.
Все больше развивается лизинг с полным набором услуг.
В этом случае клиент получает автомобиль, а лизинговая компания берет на себя все – от государственной регистрации до техобслуживания.

– Насколько при этом увеличиваются нагрузки на компанию?
– Это привлекательно для клиентов, но лизинговая компания должна иметь возможности для ведения бизнеса по системе «все включено». Работа в розницу предполагает низкие ставки на марже и доход от количества сделок. Компания в этом случае больше зарабатывает на дополнительных услугах. Для этого у нее должно быть специальное подразделение.
Таких компаний становится все больше, но не думаю, что их будет очень много. Это серьезная нагрузка на менеджмент.
Чтобы предоставлять подобные услуги, структура должна иметь большой опыт работы, отлаженные связи с сервисными центрами, с поставщиками.
Связи с поставщиками предполагают серьезные и систематические скидки либо возможность продажи в рассрочку.
Кроме того, сервисные центры – это неотъемлемая часть системы «все включено» и часто источник новых клиентов.
Безусловно, комплексный лизинг – ближайшая перспектива только для легковых машин.
У иностранных грузовых автомобилей в России пока слабо развита сервисная часть. Сервисных центров мало, и не в каждом регионе они есть.
Кроме того, дилеров грузовых автомобилей немного, а с ними нужно ведь налаживать связи.
Но не исключаю, что развитие такого вида лизинга и для грузовых автомобилей может произойти довольно быстро. Ситуация изменится, когда мировые производители крупнотоннажных машин построят в России сборочные заводы, появится сеть дилерских центров.



Справка «Гудка»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30