18 октября 2021 05:33

«Цифра» для диспетчера

Разработка ОАО «ЭЛТЕЗА» в 10 раз повысила надежность аппаратуры

Разработка ОАО «ЭЛТЕЗА» в 10 раз повысила надежность аппаратуры. Более 90% средств автоматики, телемеханики и связи, поставляемых на дороги, выпускается компанией «ЭЛТЕЗА», дочернем предприятии ОАО «РЖД», объединившей восемь электротехнических заводов.
Разработка ОАО «ЭЛТЕЗА» в 10 раз повысила надежность аппаратуры

Более 90% средств автоматики, телемеханики и связи, поставляемых на дороги, выпускается компанией «ЭЛТЕЗА», дочернем предприятии ОАО «РЖД», объединившей восемь электротехнических заводов.

В последние годы в объединении существенно расширили номенклатуру изделий, отдав предпочтение современной микропроцессорной, цифровой технике.

«Причем, создавая аппаратуру, специалисты компании отказались от использования аналогичных разработок, уже применяющихся в других отраслях промышленности, – рассказал «Гудку» заместитель генерального директора по научно-технической работе этого предприятия Дмитрий Шалягин. – Ведь на железнодорожном транспорте гораздо более жесткие требования к безопасности и надежности техники».

По сравнению с прежними аналоговыми приборами микропроцессорная техника более надежна в эксплуатации, обладает повышенной помехоустойчивостью, практически не требует специальной настройки из-за способности автоматически адаптироваться к любым системам.

Кроме того, цифровая аппаратура благодаря применению в ней микросхем более компактна и практически не требует дополнительного обслуживания.

А модульный принцип компоновки позволяет наращивать мощности объектов в том объеме, который необходим заказчику.

Еще один существенный плюс: при необходимости введения новых функций замены аппаратуры не требуется – достаточно внести коррективы в ее программное обеспечение.

По словам Дмитрия Шалягина, на Московской дороге заканчиваются испытания очередной новинки – микропроцессорной унифицированной системы автоматической автоблокировки АБ-УЕ. Эта техника соответствует мировым стандартам и вскоре придет на смену действующим автоблокировкам.

Она предназначена для интервального регулирования движения поездов на перегонах по условиям безопасности. В ней применена система с децентрализованным размещением аппаратуры, которая может работать с рельсовыми цепями с изолирующими стыками и без них.

Цифровая обработка сигналов в каналах связи увеличивает «плечо» ведения поездов до 500 километров
Новая автоблокировка обеспечивает надежный контроль состояний рельсовых линий и передачу информации между сигнальными точками, управление огнями светофоров. Она формирует сигналы систем автоматической локомотивной сигнализации, гарантирует передачу диагностической информации о состоянии аппаратуры на станцию и протоколирование данных о положении поездов на перегоне.

Поскольку в системе используют цифровые каналы связи, то на станциях не нужно прокладывать много кабельных линий.

Кроме того, новая автоблокировка оснащена встроенной системой диагностики, позволяющей оперативно обнаруживать неисправности в аппаратуре. Причем в случае отказа техники тут же включится резервный блок, и на безопасности движения поездов сбой электроники никак не отразится.

Применение микропроцессоров обеспечивает устойчивую работу рельсовых цепей, а электромагнитные помехи от проходящего подвижного состава совершенно не влияют на надежность системы автоблокировки.

Еще одна новая разработка – комплекс систем «Диалог», включающий диспетчерскую централизацию и релейно-процессорную централизацию.

Он построен на единой технической и алгоритмической базе, что позволяет внедрять системы поэтапно с последующим расширением функций. В результате значительно сокращаются время и стоимость разработки, производства и внедрения устройств. Фактически это целое семейство взаимно согласуемых между собой систем, ими можно оборудовать не только отдельные станции, но и целые участки и даже дороги.

Так, в диспетчерской централизации «Диалог» использованы персональные компьютеры и многомониторная система для АРМ поездного диспетчера. В ней применена цифровая обработка сигналов в каналах передачи информации, а также предусмотрены функции планирования процессов движения поездов, автоматическое ведение документации и многое другое.

Все это позволяет диспетчеру управлять движением поездов на расстоянии до 500 километров в зависимости от интенсивности потока. При этом количество управляемых и контролируемых объектов практически не ограничено.

В системе используются помехозащищенное кодирование и защита от несанкционированного доступа.

А релейно-процессорная централизация «Диалог» представляет собой комплекс микропроцессорных и релейных устройств, реализующих маршрутный режим управления стрелками и сигналами на станции, а также обеспечивающих телеуправление с соседней станции.

Дмитрий Шалягин рассказал, что этот комплекс заинтересовал специалистов МЧС. Сейчас на объединении создают для них аппаратуру, монтируемую на вагонах или автомобилях. Она поможет в кратчайшие сроки наладить работу средств автоматики, телемеханики и связи на поврежденных участках железных дорог.

Уже в конце нынешнего года подобная передвижная система будет передана Московской дороге для испытаний.

Работают в объединении и над повышением защищенности рельсовых цепей от электромагнитных помех, создаваемых электроподвижным составом с асинхронными тяговыми двигателями.

Новые микропроцессорные генераторы и приемники, недавно испытанные на Экспериментальном кольце в Щербинке, в десять раз надежнее защищают рельсовые цепи.

Значит, внедрение подобной микропроцессорной техники будет способствовать созданию современных мощных электровозов и позволит значительно сократить время простоев поездов из-за отказов средств автоматики.

Александр Давидьянц


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30