27 июля 2021 23:39

Рациональное зерно

С начала года на Куйбышевской железной дороге почти в два раза выросла погрузка зерна.

По словам начальника отдела маркетинга дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Веры Люкшиной, за восемь месяцев этого года общая погрузка зерновых составила 761,5 тыс. тонн. Рост вызван благоприятной ценовой политикой на внутренних и мировых зерновых рынках, а также оптимизацией железнодорожной тарифной составляющей в конечной цене продукта.

В июле 2007 года средняя цена за тонну пшеницы улучшенного сорта составила 6,1 тыс. руб., тогда как в июле прошлого года она была на уровне 3,4 тыс. руб. «При увеличении цены почти в два раза тарифная составляющая в конечной цене продукта выросла лишь на 11% и составила 660 руб. за перевозку одной тонны на расстояние 1 тыс. км», – поясняет ситуацию Вера Люкшина. Перевозка зерна автотранспортом гораздо дороже и обходится в среднем в 3 тыс. руб. за тонну при расстоянии 1 тыс. км. Но на близкие расстояния небольшие объемы зерна удобнее везти на машинах. Например, от элеватора до хлебозавода при расстоянии около 100 км перевозка тонны зерна обойдется всего в 300 руб. А железная дорога такой заказ не возьмет. На дальних же расстояниях у магистрали есть только один конкурент – речной флот.

По воде тариф рассчитывается от тоннажа судна и расстояния и составляет в среднем от 350 до 600 руб. за тонну. К примеру, перевозка тонны зерна на расстояние от Самары до Санкт-Петербурга (около 1 тыс. км) стоит в среднем 500 руб.
Однако пока крупные региональные грузоотправители выбирают КбшЖД.

Как рассказал начальник отдела логистики ЗАО «АликорТрейд» Виктор Чудилин, каждый месяц предприятие отгружает до 40 тыс. тонн пшеницы, при этом 90% объемов приходится на железную дорогу. Основные направления смешанных водно-железнодорожных перевозок – порты Новороссийска, Санкт-Петербурга, а также Московская и Вологодская области. Ежемесячная потребность компании в вагонах-зерновозах – 300 единиц, максимальная загрузка в пик урожая – 900 вагонов.

«Конечно, у водного транспорта есть преимущество – дешевизна доставки. Но в отличие от водного транспорта железная дорога работает как часы и круглогодично», – подчеркивает он.

Однако не все региональные трейдеры уверены в перспективности перевозок по железной дороге. По мнению специалистов ЗАО «Зерновая компания Самарахлебопродукт», в скором времени основные объемы зерна будут перевозиться и на дальние расстояния автомобильным транспортом, так как это экономически выгоднее.

По словам коммерческого директора ЗАО «Зерновая компания Самарахлебопродукт» Надежды Пятаевой, отправка зерна по железной дороге – дорогое удовольствие.

«Несмотря на регулирование тарифа, только подача заявки железнодорожникам на погрузку обходится нашему предприятию в 1,9 тыс. руб. За простой вагона под погрузкой, а на это могут быть разные причины – задерживает элеватор, поломка в пути и так далее, – железнодорожники применяют штрафные санкции. К примеру, задержка вагона до 24 часов стоит 40 руб. в час, свыше 24 часов – уже 500 руб. К тому же на железной дороге постоянно существует дефицит вагонов-зерновозов», – поясняет ситуацию Надежда Пятаева. Поэтому уже в будущем году компания планирует закупить крупнотоннажные фуры для перевозки зерна по автомобильным дорогам.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31