28 октября 2021 08:26

Нефть течет по рельсам

Почти на четверть с начала года выросла погрузка нефтепродуктов на Горьковской магистрали

Почти на четверть с начала года выросла погрузка нефтепродуктов на Горьковской магистрали. За восемь месяцев этого года дорога погрузила свыше 11 млн тонн нефтепродуктов. И если в прошлом году они составили 34,1% в общем объеме принимаемых ГЖД грузов, то теперь – около 40.
Почти на четверть с начала года выросла погрузка нефтепродуктов на Горьковской магистрали

За восемь месяцев этого года дорога погрузила свыше 11 млн тонн нефтепродуктов. И если в прошлом году они составили 34,1% в общем объеме принимаемых ГЖД грузов, то теперь – около 40.

Нефтяные грузы – самые доходные для магистрали. «За восемь месяцев выручка от их перевозки выросла на 25%», – говорит и.о. начальника отдела маркетинга дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Смольников.

Такой рост связан с растущими производственными мощностями клиентов ГЖД и проведенной модернизацией ряда объектов магистрали.

Так, крупнейший грузоотправитель – ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (НПЗ расположен рядом со станцией Зелецино в городе Кстове) с начала года отправило по железной дороге около 8,8 млн тонн груза – на 26,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В 2000 году мы отправляли в сутки около 140 вагонов. Теперь – в несколько раз больше», – рассказывает начальник станции Зелецино Александр Гиляревский. Если раньше преобладали темные нефтепродукты для отечественного потребителя, то сейчас – экспортный бензин для двигателей стандартов «Евро-3», «Евро-4» и авиакеросин. Эти грузы более доходны для дороги, потому что тарифы на них выше. Но требования к их перевозкам существенно строже. Для этих сортов надо специально готовить не 40%, а 70% цистерн. Для этого в 2006 году на станции провели реконструкцию».

Магистраль заменила оборудование промывочно-пропарочной станции, отремонтировала эстакаду и резервуары для воды и отстоя нефтепродуктов, проложила новые пути, инвестировав свыше 100 млн руб.

А ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» построило современные весы для вагонов с готовой продукцией.

В планах предприятия к 2012 году отгружать до 20 млн тонн в год. Поэтому сейчас дорога совместно с НПЗ планирует дальнейшую модернизацию станции под новые объемы.

Путевое хозяйство станции Аксаматово было реконструировано за счет нефтяников
Второй по величине партнер магистрали – Камбарская перевалочная нефтебаза ОАО «Удмуртнефтепродукт» увеличила с начала этого года отгрузку нефтепродуктов на станции Кама на 13,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигла почти 1,6 млн тонн.

Нефть поступает сюда по 200-километровому трубопроводу из Перми с нефтеперерабатывающего завода. На момент строительства трубы ставку делали на речной флот. Однако сегодня нефтепереработчики не столько используют порт, сколько находящуюся возле него железнодорожную станцию.

«Грузоотправитель решил отгружать нефтепродукты по железной дороге, потому что мы на выгодных для него условиях организовали закольцованные маршруты с закрепленным за ними подвижным составом», – рассказала «Гудку» начальник Ижевского регионального агентства фирменного транспортного обслуживания Нина Макарова. Кроме того, грузовладелец освобожден от договорного сбора при отправке бензина или дизельного топлива.

В этом году на Камбарской нефтебазе установлен терминал системы ЭТРАН, позволяющий быстро оформлять накладные, электронные весы, удлинен фронт погрузки для одновременной подачи цистерн под налив. А железная дорога за станцией Кама закрепила дополнительный маневровый локомотив, ведь сегодня здесь грузится более ста вагонов в сутки. Увеличен штат составителей поездов, приемосдатчиков и агентов. Готовится проект реконструкции путевого хозяйства.

Еще один крупный нефтяной клиент Горьковской – ООО «Марийский нефтеперерабатывающий завод» (Республика Марий Эл), расположенное рядом со станцией Табашино.

Тупиковая ветка, ведущая на Яранск, не была рассчитана ни на составы длиной больше 20 вагонов, ни на серьезные скорости движения. Однако два года назад завод начал наращивать мощности. Так, например, прошлой зимой на предприятии вступила в действие вторая технологическая линия. Железнодорожники предложили нефтяникам поучаствовать в развитии пропускных возможностей станции.

По словам начальника станции Йошкар-Ола, заместителя начальника Казанского отделения Виктора Богдана, ОАО «Марийский нефтеперегонный завод» построило новое здание станции Табашино, проложило два пути в ее парке, в перспективе – укладка еще трех. Заводчане приняли участие в строительстве пункта опробования тормозов на соседней станции Аксаматово. Там формируются составы с их грузом для отправки за пределы республики и готовятся вагоны для подачи под погрузку.

На пути от завода до основной магистрали удалось снять практически почти все скоростные ограничения. И средняя техническая скорость увеличилась на 4 км/ч. Прекратились срывы в выдаче локомотивов.

«Тепловозов у нас было недостаточно, но возросшая скорость и жесткое соблюдение графика работы локомотивных бригад дали результат», – подчеркивает Виктор Богдан.

Удалось поставить в суточный график движения дополнительную пару грузовых поездов на участке Йошкар-Ола – Зеленый Дол и существенно увеличить размеры движения в сторону Табашина.

В результате за восемь месяцев этого года на станции отгрузили уже 767 тыс. тонн – более чем в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сейчас из Табашина нефтегрузы идут в страны Европы и Азии. А в 2010 году завод намерен предложить к отгрузке уже 3,6 млн тонн нефти.

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30