24 октября 2021 06:48

Михалков растопил львиное сердце

Еще в июне, получая на сочинском «Кинотавре» приз за вклад в дело популяризации российского кино, директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер пообещал, что в этом году как минимум три наши картины будут приглашены показаться на острове Лидо.
Еще в июне, получая на сочинском «Кинотавре» приз за вклад в дело популяризации российского кино, директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер пообещал, что в этом году как минимум три наши картины будут приглашены показаться на острове Лидо. Что ж, господин Мюллер не только сдержал слово, но даже перевыполнил «русский план»: венецианскую компанию новому фильму Никиты Михалкова «12», участвовавшему в большом конкурсе, составили уже всколыхнувший страну «Груз 200» Алексея Балабанова, а также выходящий сейчас в прокат «Отрыв» Александра Миндадзе и короткометражные «Люди из камня» Леонида Рыбакова.

В итоге большое жюри наградило «12» специальным «Золотым львом», а жюри конкурса короткого метра удостоило «Людей из камня» официальным упоминанием. Собственно, и начало фестиваля было тоже русским. Ведь самым первым показанным в Венеции фильмом – за день до официального открытия – стал «Груз 200» Алексея Балабанова, приглашенный в престижную внеконкурсную программу авторского кино «Венецианские дни». Далее радикальный «Груз» показали еще несколько раз – в общем, загрузили итальянскую публику жесткой русской проблематикой основательно. Но публика выдержала. Все смотрели молча и до конца.

Следующая цель Никиты Сергеевича – «Оскар»
Ближе к окончанию фестиваля приехал Александр Миндадзе – представлять «Отрыв», тоже по-своему радикальный. Известный сценарист, дебютируя в режиссуре историей про человека, потерявшего в авиакатастрофе близких, ни в чем не пошел навстречу публике, которой всегда хочется, чтобы ей облегчили жизнь. От экзистенциальной драмы Миндадзе она этого не дождалась: сюжетный каркас здесь намеренно ослаблен, пребывающая в постоянном движении камера намеренно выбирает самые нервные траектории. Ко всему прочему Миндадзе еще и сознательно «загрязнил» фонограмму шумами, что сделало «Отрыв» слишком уж крепким орешком для разбалованных голливудскими пастилками зрительских зубов.

В тот же день, когда компания «Централ Партнершип» давала в клубе Pagoda коктейль по случаю фестивальной премьеры «Отрыва», режиссеру Александру Сокурову в зале Tropicano роскошного отеля Excelsior вручили почетный приз имени Робера Брессона за духовные искания в кино. Этим призом, учрежденным Итальянским фондом культуры и Епископальной конференцией, до Сокурова наградили семь замечательных людей, и среди них – Вима Вендерса и Джузеппе Торнаторе. Получив статуэтку из рук президента Венецианского биеннале Дэвида Кроффа, Сокуров в ответной речи возвеличил идеальное искусство музыки, только что потерявшее великого тенора Лучано Паваротти, и осудил мировое кино, прежде всего американское, за пропаганду насилия.

В Венецию господин Михалков прибыл за день до премьеры своего фильма «12» и за два – до закрытия фестиваля. Утверждают, что это была его настойчивая просьба – показать «12» под занавес. Что ж, он оказался прав, хотя практика больших фестивалей последних лет свидетельствует, что главные награды почему-то достаются фильмам, засветившимся в первые дни. Поначалу казалось, что запертая в четырех стенах судебная драма «12», в которой двенадцать мужчин решают судьбу чеченского мальчика, и впрямь является неконвертируемой, как заявил, явно скромничая, сам Михалков на пресс-конференции. От дюжины актеров, сыгравших в его фильме присяжных, на встрече с прессой он представительствовал вдвоем с Сергеем Маковецким. «Я приехал сюда прямо из окопов», – заявил он, имея в виду съемки фильма «Утомленные солнцем-2», и его облик заставлял в это поверить. Но на вопросы отвечал по-михалковски. Когда один западный журналист спросил его, что он мог бы посоветовать президенту Путину, «доступ к телу» которого у него, как известно, есть, Никита Сергеевич ответил мгновенно: «Я посоветовал бы ему посмотреть мой фильм». Утром из фестивального бюллетеня стало известно, что «12» удалось оттеснить с первой строчки в рейтинге местной прессы французский «Кускус с рыбой». А вечером жюри огласило эксклюзивный вердикт: своей волей оно произвело на свет второго «Золотого льва» с пометкой «специальный» и присудило его фильму «12» с ученой формулировкой «За глубинный гуманизм в деле исследования сложнейших вопросов бытия». Теперь в личной коллекции Михалкова два «Золотых льва» – первому уже шестнадцать лет, и получен он был за «Ургу». Следующей целью, надо полагать, должен стать второй «Оскар» за вторых «Утомленных».

Дмитрий Савельев
Венеция

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30