24 октября 2021 04:58

Фундамент инноваций

ОАО «РЖД» утвердило план научно-технического развития отрасли до 2015 г.

Валентин Гапанович, вице-президент, главный инженер ОАО «РЖД»: «Впервые были сформулированы основные направления научно-технической политики компании в виде системного документа «Белая книга ОАО «РЖД», которую следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу до 2015 года.»
ОАО «РЖД» утвердило план научно-технического развития отрасли до 2015 г.

Валентин Гапанович, вице-президент, главный инженер ОАО «РЖД»

– Что легло в основу «Белой книги» ОАО «РЖД»?
– Мировой практикой принято документам, определяющим научно-техническую стратегию, присваивать название «Белая книга». В процессе разработки такого документа мы детально проанализировали все направления развития железнодорожного транспорта России предыдущих лет, а также основные векторы развития железных дорог в странах Западной Европы, Японии, Китая. Были изучены «Белая книга Евросоюза в области европейской транспортной политики», аналогичный документ министерства инфраструктуры Японии, тематики работ Корейского института железнодорожного транспорта.
На основе выполненного анализа, с учетом потребности железнодорожного транспорта России впервые были сформулированы основные направления научно-технической политики компании в виде системного документа «Белая книга ОАО «РЖД», которую следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу до 2015 года.

– Кто принимал участие в работе над «Белой книгой»?
– В разработке стратегических направлений научно-технического развития ОАО «РЖД» приняли участие ученые железнодорожного транспорта, руководители департаментов компании, конструкторы и разработчики в области подвижного состава и объектов инфраструктуры. Активное участие в разработке основных положений документа принял Институт проблем транспорта Российской академии наук, «Белая книга» согласована с членом президиума Российской академии наук Владимиром Фортовым и одобрена на расширенном совете главных инженеров ОАО «РЖД».

– Что входит в основные направления научно-технического развития ОАО «РЖД»?
– Прежде всего, это система управления перевозочным процессом и транспортная логистика. Важнейшей задачей развития систем управления железнодорожным транспортом является ее автоматизация на основе новых информационных технологий. Для обеспечения функционирования логистических центров необходимо сосредоточить усилия на разработке динамичной модели транспортной системы с применением технологии распределенной обработки информации, удаленного мониторинга геоинформационных систем, систем слежения и опознания. При этом должны быть решены вопросы продажи подобной информации грузоотправителям и грузополучателям в реальном масштабе времени.

Горочный пост БЖД похож на пункт управления полетами
Еще одно направление – система управления и обеспечения безопасности движения поездов, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств. Здесь важнейшей является проблема нормирования показателей безопасности перевозок и гармонизированных с ними показателей надежности функционирования технических средств. Одновременно в среднесрочной перспективе должны быть разработаны новые технические средства и системы, направленные на повышение уровня безопасности перевозочного процесса.
Развитие высокоскоростного и скоростного движения – это отдельное направление. Оно должно стать катализатором применения принципиально новых прорывных технологий и технических решений.
Отдельными направлениями инновационной политики компании предстают корпоративная система управления качеством, повышение экономической эффективности основной деятельности, инфраструктура железных дорог, подвижной состав.

– Итак, конкретный план у компании есть, а готова ли отраслевая промышленность к его реализации?
– Для решения проблем, стоящих перед отечественным транспортным машиностроением, необходимы консолидация усилий всех заинтересованных сторон и развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации приоритетных проектов и программ.
ОАО «РЖД» как стратегический заказчик современного подвижного состава готово представить технические требования на локомотивы, моторвагонный подвижной состав, грузовые и пассажирские вагоны нового поколения. Компания способна задать долгосрочные технологические ориентиры для машиностроительного комплекса. При этом максимальное использование передовых отечественных разработок должно сочетаться с привлечением иностранных технологий. Такой подход позволит не тратить временные и финансовые ресурсы на то, чтобы догнать ведущих мировых производителей, а, отталкиваясь от конкретных передовых технических решений, сосредоточить усилия российских конструкторов и ученых на создании подвижного состава следующих поколений.

– Какие проблемы могут возникнуть на пути реализации положений «Белой книги»?
– При формировании стратегических направлений выделены пилотные проекты, реализация которых должна быть осуществлена в среднесрочной перспективе до 2011 года. Возможность обеспечения динамичного устойчивого экономического роста путем диверсификации российской промышленности и усиления факторов инновационного развития ограничена крайне низкой восприимчивостью бизнеса к любым нововведениям и даже наметившейся стагнацией в рассматриваемой сфере. Эти обстоятельства требуют от компании не только создавать условия, но и в чем-то принуждать ответственных производителей продукции для железнодорожного транспорта активнее применять новые материалы и технические решения. В первую очередь, это конечные продукты нанотехнологий, композитные материалы, бейнитные стали для колесно-рельсового производства, аморфные стали для электротехнических изделий, а также спутниковые технологии и системы цифровой связи для решения задач управления перевозочным процессом и ряд других инновационных направлений. Практическая реализация «Белой книги научно-технического прогресса компании» обеспечит компании достижение главной цели: занять лидирующие позиции на рынке транспортных услуг.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30