28 октября 2021 07:49

Реинжиниринг железных дорог

Курс на внедрение наукоемких продуктов и технологий

Масштабное реформирование ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеет аналогов не только в отечественной, но и в мировой практике и затрагивает всю систему базисных принципов не только железнодорожного транспорта, но и всего транспортного комплекса России.
Курс на внедрение наукоемких продуктов и технологий

Масштабное реформирование ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеет аналогов не только в отечественной, но и в мировой практике и затрагивает всю систему базисных принципов не только железнодорожного транспорта, но и всего транспортного комплекса России. Реализация такой широкомасштабной цели, поставленной впервые, требует решения ряда крупных научно-технических проблем, определяющих успех достижения цели.


Первая в России «Белая книга»

ОАО «РЖД» сделало важнейший шаг в обеспечение инновационного пути своего развития, считает исполняющий обязанности директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров. По его словам, впервые в современной истории России разработан документ – «Белая книга» ОАО «РЖД», открытый для российской и международной общественности, в котором системно, в концентрированном виде и в доступной форме изложены стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД». Фактически сформулированы направления корпоративной научно-технической политики развития железнодорожного транспорта. Причем ее формирование базируется на реальных представлениях об инновационных путях развития железнодорожного транспорта, основанных на новых информационно-коммуникационных технологиях.

Как пояснил «Гудку» начальник отдела научно-технических программ департамента технической политики ОАО «РЖД» Дмитрий Катцын, документ под таким названием был одобрен Советом главных инженеров и Научно-техническим советом ОАО «РЖД», согласован Российской академией наук и в августе этого года утвержден президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

По мнению генерального директора ЗАО «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрия Шустерняка, «Белая книга» исключительно полезный документ. Сегодня компания реализует большое число сложных проектов. Наличие подобного документа позволяет свести воедино весь комплекс программ, устранить возможные противоречия и чтобы наблюдался эффект синергии, когда разработки в одном направлении коррелировали и увеличивали эффективность и полезность разработок в другом направлении. Для этого как раз и собирают комплексные программы или разрабатывают комплексную политику, стратегию научно-технического развития. Хорошо, что она появилась сейчас, но лучше, если бы ее составили раньше, заключил Дмитрий Шустерняк


Реформа научно-технического комплекса

В ходе реформирования отрасли выделяются независимые компании и дочерние общества (ДО), изменяется система управления компанией с учетом требований рынка транспортных услуг с одновременным обеспечением единства управления и безопасности функционирования. Между тем, выделяя ДО, нельзя забывать о единстве технической политики, считает вице-президент Валентин Гапанович. Это единство, прежде всего, касается системы управления перевозками и обеспечения безопасности движения, нормативной и технической документации, метрологического обеспечения, системы сертификации и лицензионной деятельности, оборота интеллектуальной собственности. Цели инновационного развития должны определяться на основе общих экономических интересов с гармонизацией планов научно-технического развития.

Инновационный центр, открытый на Рижском вокзале в Москве, стал первым отраслевым научным учреждением такого рода
Важно решить вопросы, связанные с организацией управления научно-техническими разработками, формируемыми в ДО, и разделением функций в этой сфере. Для этого необходим дифференцированный подход. При этом, по мнению Валентина Гапановича, в каждом ДО должен быть свой план научно-технического развития, направленный на решение своих узких задач и согласованный с ОАО «РЖД» для обеспечения комплексности разработок и исключения их дублирования.


Коллективный разум

Комплексному решению научно-технических проблем способствует возрожденный пару лет назад Совет главных инженеров ОАО «РЖД». В конце августа совет расширил географические рамки своей работы: выездное заседание впервые было проведено на Белорусской железной дороге. В ходе заседания совета начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело отметил, что общая технологическая база железнодорожной техники и технологий Российских и Белорусской железных дорог – залог сохранения единого транспортного пространства в настоящем и развития его в перспективе. По его словам, Белорусская железная дорога выражает готовность к сотрудничеству с Российскими железными дорогами по всем вопросам развития железнодорожного транспорта. На заседании было принято решение создать филиал ВНИИЖТа на базе Гомельского института, а на предстоящем в сентябре в подмосковной Щербинке Форуме 1520 решено расширить рамки Совета главных инженеров железных дорог на все пространство, объединенное широкой колеей.

Консолидация научно-технических сил стран бывшего Союза может послужить качественному прорыву не только России, но и стран СНГ на международном рынке НИОКР, считает вице-президент Евроазиатского транспортного союза Юрий Щербанин. В стратегическом плане научное объединение инженеров, техников и конструкторов будет способствовать не только консолидации железных дорог пространства колеи 1520, но и экономической реинтеграции стран в целом. Жизнь показала, что это нужно делать. Местечковое внедрение стандартов иностранных железных дорог может лишь усугубить негативные тенденции экономик бывших советских республиках, убежден Юрий Щербанин.

Обмен техническими идеями, наработками, опытом в рамках инженерного совета может быть весьма полезен, добавил Дмитрий Шустерняк, поскольку такой совет представляет собой коллективный разум и, значит, при правильной организации его работы позволяет достигать лучших результатов в гораздо более короткие сроки.

Как уже писал «Гудок», первого августа в Москве был открыт Центр инновационного развития ОАО «РЖД», который станет ответственным за отбор, испытания и последующее внедрение современных технологий. В тот же день в центре состоялось знаковое событие, был проведен Всероссийский совет главных конструкторов компаний – производителей железнодорожной техники. Для широкомасштабной реализации программ инновационного развития ОАО «РЖД» переходит на новые принципы взаимоотношений с производителями железнодорожной техники, основанные на стандартах системы управления качеством, которые будут определять техническую и коммерческую политику компании «Российские железные дороги» в отношениях с предприятиями машиностроения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30