27 октября 2021 06:01

Вместе крепче

Сергей Величков, эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– С недавних пор обсуждается идея создания филиалов отраслевых научно-исследовательских институтов, таких, как ВНИИЖТ, ВНИИАС, в странах колеи 1520. Создание единой научной базы для формирования технологической политики всего пространства является необходимым этапом. Если сейчас не начать разрабатывать единые стандарты и технологии, то через некоторое время мы столкнемся с ситуацией, когда технологическое взаимодействие дорог будет проблематично. Как пример – попытка закупки Казахстаном китайских пассажирских вагонов, которые не пригодны для движения по сети ОАО «РЖД».

Между тем важным является не только сплочение усилий научно-исследовательских коллективов. Логичным этапом развития транспортного машиностроения РФ становится объединение усилий производственных компаний. Для создания современной продукции, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и внешнем рынках, необходимо объединение усилий компаний во всех областях – научных, производственных, финансовых, технологических.

В рамках реформирования научно-технического комплекса ОАО «РЖД» планирует в своей инновационной деятельности перейти на проектные принципы. Такая технология финансирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ не только позволит повысить инвестиционную привлекательность научно-технических разработок. Использование подобного механизма позволит заказчику существенно повысить эффективность использования средств, направляемых на научно-технические разработки. Научные институты в этом случае будут жестко привязаны к конечным результатам своего труда, что повысит их ответственность за разработанные научно-технические проекты. Проекты научно-технического комплекса будут разрабатываться исходя из текущих потребностей заказчика, а также возможностей незамедлительного их внедрения в работу.

В ОАО «РЖД» утверждена так называемая «Белая книга», документ, определяющий стратегические направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года. Мировая практика показывает, что перспективное развитие крупных компаний и холдингов не возможно без детального долгосрочного планирования. В «Белой книге» подробно рассмотрены мероприятия и направления дальнейшего развития одного из элементов Стратегии развития ОАО «РЖД» – научно-технического комплекса компании. Документом очерчен широкий круг проблем, которые необходимо решить до 2015 года: развитие и внедрение инновационных технологий в области инфраструктуры и подвижного состава, мероприятия по увеличению основных показателей компании, рассмотрение механизмов улучшения тарифной политики, создание условий для развития научно-технического комплекса компании.

Без единых стандартов технологическое взаимодействие дорог будет проблематичным
Между тем одной только «Белой книги» мало. Необходимо создание целого набора различных инструментов. И такие инструменты в отрасли уже есть. Два года в ОАО «РЖД» действует Совет главных инженеров, и существует намерение этот общественный инженерный орган расширить в рамках «пространства колеи 1520». Совет обеспечит единое развитие транспортного комплекса пространства, в том числе в области инновационных технологий, а также реализацию единой технологической политики на железнодорожном транспорте всего «пространства 1520». Это позволит избежать рисков несогласованности работы и дальнейшего развития, а также исключит риск не предоставления единой услуги потребителю услуг транспортного комплекса. И весьма логично, что в качестве инициатора создания координирующего органа выступила крупнейшая компания пространства – ОАО «РЖД». Совсем недавно, в конце августа, компания ОАО «РЖД» провела выездное заседание Совета главных инженеров в Белоруссии в Минске. В ходе заседания специалисты Белорусской железной дороги отметили, что развитие отрасли они будут выстраивать в соответствии с «Белой книгой научно-технического прогресса ОАО «РЖД». Поэтому можно сказать, что данное решение объективно направлено на повышение, в конечном счете, конкурентоспособности не только белорусских и российских железных дорог, но и единого транспортного коридора в целом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30