24 октября 2021 06:24

Уголь впал в сезонный ступор

Эксперты рекомендуют шахтерам наращивать собственный вагонный парк

По данным пресс-службы администрации Кемеровской области, из-за дефицита полувагонов на угольных складах предприятий региона скопилось 8 млн тонн угля. В сутки для нормальной отгрузки угледобывающим предприятиям Кузбасса требуется 7,6 тыс. полувагонов, а фактически выделяют всего 6,8 тыс. полувагонов.
Эксперты рекомендуют шахтерам наращивать собственный вагонный парк

По данным пресс-службы администрации Кемеровской области, из-за дефицита полувагонов на угольных складах предприятий региона скопилось 8 млн тонн угля.

В сутки для нормальной отгрузки угледобывающим предприятиям Кузбасса требуется 7,6 тыс. полувагонов, а фактически выделяют всего 6,8 тыс. полувагонов. «Получается, что чем больше шахтеры добывают топлива, тем больше сбоев происходит на железной дороге, и проблему надо решать сегодня, ведь к 2025 году в Кузбассе планируют добывать 270 млн тонн угля в год. Это на 100 млн тонн больше, чем сегодня», – заявил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

По словам начальника отдела формирования вагонного парка департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Алексея Горковенко, одной из причин невывоза углей можно считать недостаточно высокие в прошлом темпы обновления парка полувагонов компании. При этом он уточнил, что в этом году компания закупит более 15 тыс. полувагонов, что более чем вдвое превышает объемы закупки в прошлом году.

Менеджер дирекции продаж, маркетинга и логистики «Северсталь-ресурс» Ольга Овчинникова рассказала «Гудку», что тенденция нехватки вагонов наблюдается ежегодно с весны по осень. «Из-за тяжелой ситуации с инвентарным парком в прошлом месяце компании пришлось на 5 суток остановить работу своей обогатительной фабрики (ОФ) «Северная». Только благодаря поддержке департамента управления перевозками РЖД нам удалось выполнить программу-минимум по вывозу топлива с фабрики. Со своей стороны, мы, не имея собственных вагонов, вынуждены переплачивать за доставку порядка 15% тарифа, привлекая полувагоны частных компаний. Напряженной остается ситуация с экспортными полувагонами, из-за чего мы не выполняем заявленные объемы отгрузки», – рассказала она «Гудку». Ольга Овчинникова отметила, что на 60 – 70% объемы поставки сырья для переработки на фабрику будут осуществляться в закольцованных под завоз частных полувагонах клиентов – потребителей концентра­та ОФ.

Из угольной шахты не видно всех проблем транспортной отрасли
По мнению директора по науке Института конъюнктуры рынка угля (ИНКРУ) Дениса Тибилова, угольные компании должны больше внимания уделять покупке собственных вагонов. «Ситуация с нехваткой подвижного состава повторяется регулярно. С точки зрения железнодорожников, покупать вагоны под интересы сезонных пиков потребности угольщиков или энергетиков, а затем содержать избыточное количество все оставшееся время не очень выгодно. С другой стороны, практически все существовавшие в СССР вагоностроительные мощности распределились по угольным холдингам и принадлежат компаниям, так или иначе связанным с угольщиками. Например, «Алтайвагон» входит в состав «Сибирского делового союза». С этой точки зрения интерес к покупке вагонов должен в большей степени исходить от производителей угля», – считает представитель ИНКРУ.

В свою очередь руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил, что в условиях, когда к 2010 году более 130 тыс. полувагонов должно быть списано, ежегодный заказ РЖД в 10 – 15 тыс. вагонов проблему сразу не решит. Да и производители не готовы к взрывному росту заказов. Ситуация с нехваткой парка однозначно будет решена через 3–5 лет.

Выход на рынок «дочки» РЖД «Первой грузовой компании» позволит ей заниматься расширением вагонного парка. Но это скорее всего приведет к росту цен на ее услуги на 15– 30%. Эту цену потребитель услуг должен будет заплатить за то, что у него будет более современный вагон в любое время и в требуемом количестве.

Вячеслав Закатаев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30