28 октября 2021 08:49

Туристический тупик

Кругобайкальская железная дорога до сих пор остается без должного внимания со стороны власти, частного бизнеса и туристов

Около 10 млн руб. вложило в этом году ОАО «РЖД» в капитальное благоустройство территории недавно отреставрированной станции Байкал. Пока это единственный шаг по преобразованию Кругобайкальской железной дороги в туристическо-рекреационный маршрут.
Кругобайкальская железная дорога до сих пор остается без должного внимания со стороны власти, частного бизнеса и туристов

Около 10 млн руб. вложило в этом году ОАО «РЖД» в капитальное благоустройство территории недавно отреставрированной станции Байкал. Пока это единственный шаг по преобразованию Кругобайкальской железной дороги в туристическо-рекреационный маршрут.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) была проложена как часть Транссибирской магистрали в 1904 году и следующие полвека активно использовалась и развивалась. Но после того, как на Ангаре была построена Иркутская ГЭС, водозабор которой затопил часть КБЖД, а от Иркутска до Слюдянки проложена горно-перевальная электрифицированная линия, Кругобайкалка потеряла свое стратегическое значение.

Сегодня это тупиковая линия, на содержание которой Восточно-Сибирская магистраль ежегодно тратит более 12 млн руб. при доходах КБЖД в восемь – десять раз меньше. В то время как, по предварительным подсчетам Иркутского государственного университета (ИГУ), на реализацию программы сохранения и развития дороги до 2015 года требуется 800 млн руб. Только для запуска КБЖД как комплексного круглогодичного туристического объекта необходимо, по словам доцента кафедры туризма ИГУ Олега Данилина, не менее 360 млн руб.

Но никаких денег, кроме выделяемых железнодорожниками, несмотря на указ президента России, согласно которому с 1995 года комплекс Кругобайкальской железной дороги является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения, в адрес КБЖД не поступает.

Даже крупные зарубежные туристические компании не в состоянии оплатить реконструкцию легендарной «золотой пряжки» (так прозвали дорогу строители). Тем более что наплыва туристов здесь можно ожидать не больше трех-четырех месяцев в году – большую часть года на Байкале холодно.

В сложившейся ситуации выводить дорогу в лидеры регионального – а в перспективе и международного – туристического рынка остается лишь ОАО «РЖД».

Как и век назад, вдоль Байкала ходит поезд на паровозной тяге
Так, президент компании Владимир Якунин, выступая в прошлом году на экономической конференции «Объединенная Иркутская область: перспективы роста», отметил, что «золотой пряжке» будет отведено достойное место в туристическом маршруте Берлин – Пекин. По словам замначальника отдела туристических и коммерческих перевозок Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» Владимира Кравченко, за прошедший год интерес к этому проекту нисколько не снизился. В ближайшее время губернатор Иркутской области Александр Тишанин и представители ОАО «РЖД» обсудят вопрос организации работы этого туристического маршрута.

По словам начальника службы технической политики ВСЖД Владимира Начигина, Кругобайкальская железная дорога должна занять свою нишу в туристическом проекте, причем она будет ориентирована, в первую очередь, на так называемый средний класс путешественников.

Владимир Начигин считает, что приносить доход может не только перевозка туристов, но и предоставление им других услуг, таких как размещение в кемпингах, обеспечение топливом, первой медицинской помощью. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2007 году ОАО «РЖД» выделило около 10 млн руб. на проведение работ по капитальному благоустройству территории недавно отреставрированной станции Байкал, которая широко используется как музей и гостиница.

На Восточно-Сибирской надеются, что примеру Российских железных дорог последуют и другие компании.

«Оценив предпринятые нами шаги, компании начнут вкладывать средства в создание гостиничного и ресторанного бизнеса. Это позволит перевозчику оказывать свои услуги уже на более высоком уровне. Дороге нужно выступить локомотивом, который бы потянул за собой других инвесторов», – говорит начальник дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ВСЖД Юрий Жуковский.

Рассчитывают железнодорожники и на проект по объединению Иркутска, Ангарска и Шелехова в миллионную агломерацию. В ходе его реализации ВСЖД может не только выступить в качестве оператора линий городского скоростного железнодорожного сообщения, но и привлечь внимание к Кругобайкалке как к ближайшему к будущей агломерации туристическому пункту.

Однако приход на КБЖД частного капитала вызывает в регионе неоднозначную реакцию. Так, в общественных кругах Приангарья все активнее звучит мнение, что если на Кругобайкалке не будет создан музей-заповедник, то ради сохранения уникальной железной дороги ее следует оставить в ведении ОАО «РЖД».

По мнению многих жителей региона, создание туристической компании по принципу частно-государственного партнерства по управлению этим историко-архитектурным сооружением будет способствовать лишь его разорению.

Ведь для того, чтобы добиться окупаемости затрат по содержанию инфраструктуры, компания, скорее всего, переориентирует памятник с железнодорожного сообщения на автомобильное. Тем более что скальное полотно, на котором уложены рельсы, позволяет проложить здесь хорошую автодорогу. А это не только уничтожит «золотую пряжку», но и откроет «диким» туристам неконтролируемый путь в Байкальский национальный парк.

Кроме того, такой шаг лишит Транссибирскую магистраль – дорогу стратегического значения – запасного пути.

«Кругобайкальская дорога может быть востребована при техногенных и природных катастрофах, в ходе которых может быть прекращено движение по горно-перевальной линии», – говорит Владимир Начигин. Кроме того, сотрудник Сочинского научно-исследовательского центра «Морские берега» Евгений Гречищев, более полувека занимавшийся берегоукреплением Байкала, называл более перспективным для организации скоростного движения по Транссибу именно береговой участок – КБЖД, – а не основную электрифицированную линию от Иркутска до Слюдянки.

Евгений Богачев
Лейла Мустафаева
Иркутск


Справка «Гудка»
    На Кругобайкальской железной дороге насчитывается 39 тоннелей, 47 каменных галерей, 408 мостовых переходов, 6 виадуков, большое количество подпорных стенок, акведуков. Общая протяженность тоннелей – более 9 км. В год по дороге проезжают порядка 20 тыс. туристов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30