28 октября 2021 08:21

Граница ответственности

В ОАО «РЖД» разработан проект закона о транспортном обслуживании населения в пригородном железнодорожном сообщении

Владимир Клименко, начальник департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти: «В ОАО «РЖД» разработан проект закона о транспортном обслуживании населения в пригородном железнодорожном сообщении».
В ОАО «РЖД» разработан проект закона о транспортном обслуживании населения в пригородном железнодорожном сообщении

Владимир Клименко, начальник департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти:

– Владимир Витальевич, насколько велико значение участия региональных администраций в работе над проектом «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года»?
– Выстраивание партнерских отношений с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления – одно из важнейших направлений деятельности компании. ОАО «РЖД» стремится планировать свою работу так, чтобы ее основные направления в целом соответствовали стратегии экономического развития субъектов Федерации.
Напомню, что среди основных задач «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» – приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями современной экономики, снижение совокупных транспортных хозяйственных издержек, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта и интеграция в мировую транспортную систему.
Такие серьезные, ключевые задачи невозможно решить без взаимодействия с регионами.
Для осуществления в регионах мероприятий, предусмотренных в стратегии, необходимы масштабные инвестиции. Их общий объем оценивается более чем в 8 трлн руб., из которых средства самой компании и привлекаемых ею частных инвесторов составят не менее 6 трлн руб. Как минимум 1 трлн 515,2 млрд руб. должны быть выделены из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо привлечь 462,4 млрд руб. Все средства региональных бюджетов будут целевым образом инвестированы в объекты на территории регионов, в частности в строительство новых социально значимых технологических и высокоскоростных линий. Компания будет всячески приветствовать участие регионов в привлечении инвестиций частного бизнеса на модернизацию транспортной инфраструктуры.

– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях сотрудничества ОАО «РЖД» и субъектов Федерации.
– Принимая во внимание высокую социальную значимость пригородных пассажирских перевозок, а также невысокий уровень доходов большей части населения страны, многие региональные администрации оказывают существенную поддержку ОАО «РЖД», благодаря которой удается сохранять тарифы для пассажиров на социально приемлемом уровне. В 2006 году из региональных бюджетов на эти цели компании перечислено более 1,5 млрд руб., а с учетом средств на регулирование тарифов для пригородных компаний – 1,7 млрд руб.
Вместе с тем, несмотря на бюджетную поддержку на федеральном и региональном уровне, пригородные пассажирские перевозки продолжают оставаться убыточными для компании. Однако осознавая социальную ответственность перед населением, ОАО «РЖД» особенно внимательно подходит к себестоимости этого вида перевозок и в связи с этим ищет новые варианты и формы сотрудничества с органами государственной власти.
Один из ключевых элементов структурной реформы железнодорожного транспорта – создание совместно с субъектами Российской Федерации пригородных компаний. На сегодняшний день уже есть 11 пригородных пассажирских компаний. Кроме того, 34 субъекта Федерации планируют принять участие в создании 33 пригородных компаний совместно с ОАО «РЖД». Организация совместных пригородных компаний способствует решению проблемы убыточности пригородного комплекса, повышению уровня его бюджетного финансирования субъектами Российской Федерации.
Комфортный проезд пассажиров приносит компании пока только убытки
Но у этой проблемы нет простого решения. По законодательству Российской Федерации функция организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении лежит на регионах. Однако на сегодняшний день отсутствуют документы, определяющие порядок и условия участия региональных властей в организации пригородных перевозок и обязывающие их осуществлять государственное регулирование тарифов, а затем возмещать потери перевозчиков. Оптимальным решением этой проблемы может стать принятие закона о транспортном обслуживании населения в пригородном железнодорожном сообщении. Специалисты ОАО «РЖД» уже подготовили проект данного закона. Он позволит четко установить границы ответственности: за что должен отвечать регион, а за что – перевозчик. Компания планирует в течение 2 – 3 лет перейти к полному возмещению потерь от государственного регулирования тарифов. В этой связи особо показателен пример Красноярского края, с администрацией которого недавно подписана программа поэтапного перехода с 1 января 2009 года к полному возмещению убытков, сложившихся в результате государственного регулирования тарифов.

– Кроме пассажирских перевозок ОАО «РЖД» сотрудничает с субъектами Федерации и по ряду других важных направлений. Расскажите о них подробнее.
– ОАО «РЖД» и региональные администрации традиционно сотрудничают в деле проведения реконструкции и строительства вокзалов и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Так, в 2006 году совместно с региональными администрациями осуществлялись работы на 75 объектах. Общий объем участия администраций субъектов Российской Федерации составил порядка 1,7 млрд руб., а это почти в 2,5 раза больше, чем в 2005 году.
Ключевой вопрос при заключении договоров и соглашений о совместном финансировании и строительстве объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта – установление права собственности на сооружаемые объекты. Необходимо признать, что в настоящее время это сдерживающий момент в привлечении инвестиций из регионов на модернизацию объектов ОАО «РЖД». Компания готова обсуждать с региональными администрациями различные варианты решения этого вопроса, но при условии неоспоримости имущественных прав ОАО «РЖД» на объекты, от которых напрямую зависят успешная работа и безопасность железнодорожной инфраструктуры.
Один из важных моментов совместной деятельности компании и региональных администраций – повышение безопасности движения на железнодорожных переездах.
В 2006 году подписано соглашение между Минтрансом России, правительством Московской области и ОАО «РЖД» о сотрудничестве в строительстве на территории Московской области путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог федерального и регионального значения. Предусмотрено строительство в 2006 – 2015 годах 28 путепроводов за счет бюджетных средств. Кроме того, в соответствии с отраслевой программой по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах в 2006 году построено 9 путепроводов: 4 из них за счет средств федерального бюджета, 4 – за счет средств субъектов и один при помощи средств Сибирской угольной энергетической компании. Необходимо распространять этот опыт и на другие регионы страны.
Еще одно направление сотрудничества ОАО «РЖД» и органов государственной власти – обеспечение бюджетной поддержки эксплуатации малоинтенсивных линий, убытки от которых в 2006 году составили порядка 2 млрд руб. Из 98 линий 51 имеет социально-экономическое значение. Эксплуатируя эти линии, компания несет на себе социальную нагрузку. Необходимо законодательное закрепление на федеральном и региональном уровнях всего комплекса вопросов, касающихся функционирования малоинтенсивных линий.

– В стратегию развития железнодорожного транспорта вошли не все проекты, предложенные региональными администрациями. По какому принципу проходил их отбор?
– Проекты, предложенные региональными администрациями, могли стать составной частью стратегии в двух случаях. Во-первых, это проекты высокой социальной значимости, необходимые для жителей региона. Они должны иметь финансирование из государственного и регионального бюджетов. И, во-вторых, интерес для компании представляют значимые бизнес-проекты, которые могут принести коммерческую выгоду. В этом случае на первый план выходят такие показатели, как срок окупаемости проекта и его прибыльность. Менее масштабные проекты, ориентированные на развитие местных бизнес-структур, тоже интересны компании, но это уже предмет отдельных договоров и соглашений.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30