20 октября 2021 23:13

Как строить автобаны

За последнее десятилетие ФРГ стала транзитной страной номер один в Европе

75 лет назад обер-бургомистр Кельна, а впоследствии – первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр открыл движение по четырехполосной автомагистрали Кельн – Бонн, не имевшей ни одного перекрестка. Дорогу, которая носит номер А-555, строили 2,7 тыс. безработных.
За последнее десятилетие ФРГ стала транзитной страной номер один в Европе

Сегодняшнюю Германию невозможно представить без скоростных автомагистралей – автобанов, позволяющих пересечь страну из конца в конец, не встретив на пути ни одного светофора.

Автобаны (это немецкое слово употребляется теперь повсеместно) все еще считаются «дорогами фюрера», строительство которых в свое время позволило дать надежный заработок тысячам безработных и способствовало росту популярности Гитлера.

Однако, как утверждают многие историки, первый автобан был открыт до прихода фюрера к власти. 75 лет назад обер-бургомистр Кельна, а впоследствии – первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр открыл движение по четырехполосной автомагистрали Кельн – Бонн, не имевшей ни одного перекрестка. Дорогу, которая носит номер А-555, строили 2,7 тыс. безработных.

И все же надо признать, что после прихода фашистов к власти и вплоть до 1942 года в Германии, активно готовившейся к войне, было построено 3 860 километров автобанов. В этих работах были заняты 250 тыс. человек, в прошлом – безработных. Кстати, впервые немецкий термин Autobahn (по аналогии с понятием Eisenbahn, что означает «железная дорога») появился в теоретической статье одного довоенного специализированного журнала, в которой подробно повествовалось о будущей автостраде Гамбург – Франкфурт – Базель.

Основная идея заключалась в том, чтобы четырехполосная автострада, по которой разрешалось бы ездить только моторизованным средствам транспорта, не пересекалась с другими дорогами. Таким образом, число аварий должно было неминуемо сократиться. Дороги, пересекающие главную автостраду, должны проходить над или под ней, для чего предполагалось строить специальные мосты. А для обеспечения высокого скоростного режима были предусмотрены специальные выезды на автостраду и съезды с нее. Именно так и строят современные автобаны.

Первый автобан в Германии построили железнодорожники
Еще более поразительны другие детали, учтенные при строительстве первого автобана, отмечает профессор Университета бундесвера в Мюнхене Вольфганг Вирт. Среди них — низкий угол подъемов и спусков, большой радиус поворотов, поперечный наклон дорожного полотна для отвода дождевой воды. По словам Вирта, тогда не было никаких нормативных требований к строительству таких дорог, а создателями трассы Кельн – Бонн были инженеры-железнодорожники.

После Второй мировой войны, когда Западная Германия лежала в руинах, властям было не до автобанов. Лишь в 1952 году начались активные ремонтно-восстановительные работы, а в период так называемого «экономического чуда» 60-х годов было развернуто строительство новых высокоскоростных автомобильных трасс. В настоящее время протяженность автобанов в объединенной Германии составляет 12500 км, причем три тысячи километров имеют шесть и более полос, а остальные – четыре полосы. Суммарная площадь автобанов хоть и составляет лишь 5% всех внегородских асфальтированных автодорог страны, но на них как немцами, так и транзитниками-иностранцами, как легковушками, так и грузовиками «наматывается» добрая треть всех автокилометров в год. Нумерация автострад проста: нечетные проложены между севером и югом страны, а четные – с запада на восток, то есть от границы с Францией до границы с Польшей. Однозначные трассы пересекают всю страну вдоль или поперек, двузначные проложены между различными густонаселенными регионами, а трехзначные автобаны играют соединительную роль между первыми и вторыми. Кстати, уже упоминавшийся самый первый немецкий автобан между Кельном и Бонном, которому ныне исполнилось 75 лет, насчитывает после реконструкции шесть полос. Если в 1932 году по нему в день проезжали всего лишь четыре тысячи автомобилей, то теперь – свыше ста тысяч.

Германия стала за последнее десятилетие транзитной страной номер один в Европе. К примеру, в районе Берлина или Франкфурта-на-Майне на отдельных участках ежечасно проносится до 150 – 170 тыс. автомобилей. Только в прошлогодний летний сезон специалисты из главного немецкого автомобильного клуба ADAC насчитали около тысячи пробок, длина которых составляла не менее десяти километров.

На автобанах нет светофоров, но много камер, фиксирующих превышение скорости в неположенном месте и обгоны при запрещающих знаках. Вся система и контроля, и помощи на дороге разработана тщательно и с любовью к водителю. Через каждый километр дороги на обочине автобана стоит переговорное устройство ярко-желтого цвета, через которое можно связаться со «спасательной службой» ADAC, которая вытащит автомобиль из любой технической передряги.

Статистика автомобильных аварий по сравнению, скажем, с Россией выглядит предпочтительней. В 2006 году на скоростных дорогах ФРГ было зафиксировано около 21 тыс. аварий, в которых погибли 645 человек и свыше 32 тыс. получили увечья.

Немецкие автострады подобно магниту притягивают к себе туристов-автолюбителей из-за рубежа. Например, турбюро Fast-Lane-Travel во Флориде (США) зазывает в недельную поездку по Германии всего лишь за $5295 на автомобилях Porsche Boxster или Porsche 911 таким лукавым призывом: «Drive on the Nо-Speed-Limit German Autobahn», то есть катайся на здоровье по немецким автобанам, где нет ограничений скорости.

Игорь Белов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30