26 июля 2021 08:56

Размер премиальных нужно разъяснять

Николай Михальчук, начальник отдела организации и оплаты труда Восточно-Сибирской железной дороги:

– Прошло пять месяцев с момента введения новой системы оплаты труда. За это время на нашей дороге не только увеличилась на 65,4% тарифная – гарантированная – часть оплаты труда, но и изменилась система премирования. Основной упор теперь сделан на то, чтобы все положения о премировании ориентировали людей на конечный результат работы. Это во-первых. Во-вторых, чтобы цели предприятий совпадали с интересами и целями работников. Когда эти условия выполняются – работа премиального положения наиболее эффективна. Показатели премиального положения должны отражать эффективность работы предприятия, дороги.

Теперь размер премии зависит от выполнения объемных и экономических показателей как на уровне дороги, так и предприятия, а также от оценки эффективности и качества труда каждого сотрудника и предприятия в целом.

Мы призываем всех четко уяснить, что человек премии не лишается, она не начисляется в силу невыполнения тех или иных показателей или наличия дисциплинарных проступков.

Если сравнивать среднемесячную зарплату по дороге в июле с мартом 2007 года, то она возросла на 25%. Доля тарифной части выросла до 37%, и процент премии от тарифа составил в среднем 15,3. До перехода на новую систему оплаты труда тариф был 30%, а премия – 20,3%. Чтобы премия не потеряла мотивирующей функции, она должна обязательно отражать цель и ориентиры работы предприятия.

Если сравнивать, например, июнь 2007 года с июнем 2006 года, то среднемесячная зарплата в основной деятельности возросла на 14,3%. Если говорить об отдельных категориях специалистов, то рост произошел неравномерный. Например, у локомотивных бригад – на 24,8%, у работников, занятых на текущем ремонте локомотивов, – на 13,1%, в целом по локомотивной службе – на 12,8%. Такая разница возникла потому, что локомотивное хозяйство – одно из самых многочисленных и решает задачи широкого спектра производственной деятельности: от низкооплачиваемых работ до высокооплачиваемых. Подобное можно сказать и о других хозяйствах.

Цели предприятий должны совпадать с интересами работников
Незнание того, из чего складываются зарплата и премия, порождает массу вопросов. Для их разъяснения на ВСЖД организован сбор информации с линейных предприятий. На страницах дорожной газеты были опубликованы телефоны и электронные адреса специалистов отдела организации и оплаты труда. И мы готовы ответить на любой вопрос.

Я считаю, что людям на местах необходимо рассказывать и показывать, какие перед дорогой в целом и каждым предприятием в отдельности поставлены задачи, к каким целевым ориентирам нам всем надо стремиться. Бывая на предприятиях, вижу, что люди подчас этого не знают, и никто им этого не объясняет. В лучшем случае руководитель просто подписывает приказ о премировании своих работников, без всяких объяснений и подведения итогов с участием своих заместителей, руководителей среднего звена, председателя профкома, и премия становится не мотивацией к труду, а простой доплатой. С такими руководителями проводится разъяснительная работа. В дорожных положениях о премировании прописаны пункты, обязывающие руководителей выплачивать премию только после подведения итогов работы предприятия за отчетный период.

В июне 2007 года начальник ВСЖД подписал указание о рациональном использовании финансовых ресурсов, в котором говорится, что каждое предприятие обязано формировать смету фонда заработной платы. И твердо следовать ей. Тогда не будет перекосов, а следовательно недовольства, что не хватает денег на разные выплаты, в первую очередь – заслуженной премии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31