21 октября 2021 13:30

Дорога теряет в сетях

Дальневосточная магистраль потеряла почти 12,7 млн руб. из-за несовершенства методики расчетов

Дальневосточная железная дорога направила иск в арбитражный суд о взыскании долга с Хабаровской энергосбытовой компании. «Потерянных» кВт/ч набралось уже на 12,7 млн руб., но возвращать эту сумму энергетики не намерены.
Дальневосточная магистраль потеряла почти 12,7 млн руб. из-за несовершенства методики расчетов

Дальневосточная железная дорога направила иск в арбитражный суд о взыскании долга с Хабаровской энергосбытовой компании.

Со времен строительства Байкало-Амурской магистрали и до конца 2006 года, когда вступил в силу федеральный закон №36 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», в ряде населенных пунктов Хабаровского края, Якутии и Амурской области Дальневосточная магистраль снабжала энергией население и сторонние организации. Закон запретил дороге совмещать основную деятельность с продажей электроэнергии, поэтому ДВЖД передала энергосбытовые функции региональным структурам.

В Хабаровском крае с начала этого года энергосбытовая деятельность была закреплена за гарантирующим поставщиком – филиалом ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» компанией «Хабаровскэнергосбыт».

Вслед за сменой поставщика электроэнергии в поселках Ургал, Тырма, Этыркен и Солони (Верхнебуреинский район Хабаровского края) изменилась схема расчетов за потребление электричества. Полезный отпуск электроэнергии в этих населенных пунктах стал рассчитываться по индивидуальным приборам учета, а не по головным, как раньше. Причем при изменении схемы не было учтено неудовлетворительное состояние счетчиков и внутридомовых электросетей. Так, приборы учета у многих потребителей работают с 70 – 80-х годов прошлого века и уже не могут давать верные показания об энергопотреблении, как правило, занижая расход.

В итоге полезный отпуск, формируемый гарантирующим поставщиком, составляет лишь 80% отпущенной ДВЖД энергии во внутридомовые сети. «Из каждой 1 тыс. кВт/ч потребители оплачивают только 800 кВт/ч. Оставшиеся 200 кВт/ч – наши потери. Из-за этого за последние полгода дорога недополучила 12,7 млн руб.», – рассказал «Гудку» начальник предприятия «Энергосбыт» ДВЖД Евгений Помозов.

На дороге уверены, что если бы оплата производилась на основании показаний приборов головного учета, потерь в таком объеме не возникало бы. При этом заставить сбытовую компанию компенсировать потери Дальневосточная магистраль не может – порядок взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии действующим законодательством не регламентируется.

«Законодательная база не предусматривает сегодня ответственности гарантирующего поставщика за формирование качественного полезного отпуска. Перейти же на расчеты объемов потерь по общедомовым приборам учета электроэнергии для выяснения объемов потерь дорога не может, поскольку законодательство, определяющее взаимоотношения сетевых и жилищных организаций, сегодня не работает», – пояснили «Гудку» в дорожном «Энергосбыте».

Спасти положение могла бы замена счетчиков на новые. Но МУП «Железнодорожник», в свое время взявший на себя обслуживание коммунальной инфраструктуры района, сейчас на грани банкротства и не обладает достаточными средствами для этого.

Дорога могла бы применять норматив безучетного электропотребления, принятый некоторыми субъектами России, но это, скорее всего, лишь увеличит убытки. Так, ежемесячный норматив потребления электроэнергии для двухкомнатной квартиры в Хабаровском крае определен в 266 кВт/ч. Фактическое же потребление, по данным специалистов, в два раза больше – 500 – 600 кВт/ч.

«Хабаровскэнергосбыт», похоже, устраивает, что магистраль, сама не вырабатывая энергию, вынуждена платить ее поставщику – РАО «ЕЭС» – за «потерянные» 200 кВт/ч с каждой 1000 кВт/ч. В противном случае ей грозят санкции в ограничении подачи энергии», – говорят в дорожном «Энергосбыте».

«Потерянных» кВт/ч набралось уже на 12,7 млн руб., но возвращать эту сумму энергетики не намерены. «При формировании полезного отпуска энергии мы действуем в соответствии с законом. В сентябре прошлого года были приняты изменения в правила функционирования розничного рынка, в соответствии с которыми все потери ложатся на транспортировщика электроэнергии», – сказал «Гудку» официальный представитель «Хабаровскэнергосбыта» Илья Андреев.

На ДВЖД, которая и является транспортировщиком энергии, с такой позицией не согласны. «Эта проблема актуальна для всего Дальнего Востока, просто в Верхнебуреинском районе она проявилась наиболее остро. Поэтому мы будем доказывать, что отпускаем населению определенный объем электроэнергии на границе раздела по головным приборам учета. Наша ответственность на этом закончилась, дальше должно работать законодательство, определяющее границу розничного рынка. Все потери, возникающие во внутридомовых сетях, – это сфера ответственности жилищно-коммунального хозяйства», – подчеркнули в управлении ДВЖД.

«Одним из путей решения данной проблемы является передача сетей в муниципальную собственность. Но этот процесс сейчас идет сложно в связи с необходимостью выделения значительных средств на приведение устройств электроснабжения в соответствие техническим нормам, а также из-за отсутствия в районах эксплуатирующих организаций и нежелания муниципалитетов нести бремя содержания этих сетей», – считает Евгений Помозов.

Так что пока дороге приходится доказывать свою правоту в суде. И, как говорят в руководстве Дальневосточной магистрали, решение в пользу дороги может стать прецедентом в судебной практике. Ведь действующее законодательство не устанавливает ответственности жилищных организаций за потери энергии во внутридомовых сетях.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30