24 октября 2021 06:39

Наука пространства 1520

Виталий ТЕТЕРЯТНИК<br /> Леонид ГРИГОРЬЕВ

Правление ОАО «РЖД» разрешило железнодорожным администрациям СНГ и Балтии участвовать в уставном капитале ВНИИЖТа. На прошедшем в среду заседании правления ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил, что ВНИИЖТ является основным научно-исследовательским центром, обеспечивающим разработки в интересах ОАО «РЖД».  
Правление ОАО «РЖД» разрешило железнодорожным администрациям СНГ и Балтии участвовать в уставном капитале ВНИИЖТа.

«Гудок» уже рассказывал, что на прошедшем в среду заседании правления ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил, что ВНИИЖТ является основным научно-исследовательским центром, обеспечивающим разработки в интересах ОАО «РЖД».

Сейчас институт проходит акционирование, и новый статус, по мнению выступившего на правлении генерального директора ОАО «ВНИИЖТ» члена-корреспондента РАН Андрея Семечкина, повысит заинтересованность ученых в работе, позволит снять трудности доступа к отраслевым информационным ресурсам. И наконец, поможет привлечь сторонних инвесторов.

Вместе с тем дальнейшее развитие экономики стран, входящих в пространство 1520, интеграционные процессы, возрастающая конкуренция между всеми видами транспорта требуют создания консолидирующего научно-технического центра для администраций, эксплуатирующих дороги с единой колеей.

Основной потенциал железнодорожной науки сейчас сосредоточен в России – шесть НИИ, десять вузов и отраслевые ПКБ.

В странах СНГ отраслевой наукой занимаются лишь в нескольких вузах. Например, на Украине на базе Днепропетровского университета путей сообщения сделаны только первые попытки создать государственный научный центр.

Как считает Андрей Семечкин, в пользу превращения ВНИИЖТа в базовый научно-технический центр для всего постсоветского железнодорожного пространства говорит и то, что в нем разработаны и испытаны все основные технологии отрасли: математические модели повышения пропускных и провозных способностей сети, проведены работы по безопасности движения, по изучению взаимодействия колесо – рельс, созданию нормативной документации.

Кроме того, ВНИИЖТ – член Международного союза железных дорог и Международной ассоциации тяжеловесного движения.

Еще один плюс в пользу института – Экспериментальное кольцо в Щербинке, которое служит полигоном для сертификационных испытаний железнодорожной техники и технологий.

По словам Андрея Семечкина, ВНИИЖТ планирует открыть представительства в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. В институте разработаны единые требования к элементам инфраструктуры железных дорог колеи 1520, сформулированы обязательные требования к подвижному составу. Введен в действие межгосударственный стандарт на двухосные тележки грузовых вагонов.

Создание единого научно-производственного комплекса стран пространства 1520, подчеркнул начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Николай Шабалин, поможет устранить дублирование в проведении научных исследований, а также привлечь в науку молодых специалистов.

В первую очередь ученым, по его мнению, предстоит наладить правовое взаимодействие в области нормативной документации железных дорог. Во всех странах уже приняты законы о техническом регулировании, но они не гармонизированы между собой.

Обсудив возможности и перспективы акционированного ВНИИЖТа, правление ОАО «РЖД» посчитало возможным допустить к акционированию института администрации железных дорог постсоветского пространства.

Как сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, на ближайшем заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества будут рассмотрены вопросы по расширению плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Совета в связи с формированием научно-производственного комплекса на базе ОАО «ВНИИЖТ».

Многие эксперты считают вполне реальным превращение ВНИИЖТа в базовый для всех железнодорожников СНГ.

Так, по мнению президента АО «Казтранссервис» (национальный контейнерный оператор Казахстана) Эдиля Искакова, единый отраслевой научный центр станет местом обобщения информации и выработки единых стандартов, которые необходимы уже сегодня. Совместно будут выработаны единые логистические перевозочные технологии. «Считаю, это наше преимущество перед странами ЕС. Легитимность решений такого центра, уверен, будет обеспечена его статусом в рамках Центрального совета по железнодорожному транспорту», – сказал «Гудку» представитель Казахстана.

Не меньший интерес к участию в создании единого научного центра проявляет Киев. По словам транспортного аналитика украинской консалтинговой компании «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрия Подтуркина, страна, пока не построен собственный аналогичный полигон, нуждается в базе для испытаний своей железнодорожной продукции, которые будут проводиться в Щербинке. «Мы со своей стороны могли бы предложить, например, хорошие наработки по динамике подвижного состава, по скоростному движению, путевому хозяйству, вагонным тележкам», – уверен аналитик.

Директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый объяснил необходимость создания подобного центра тем, что на пространстве 1520 предстоит выработать единое технологическое мышление, единое понимание проблем и единые концептуальные подходы к их решению.

Говоря о легитимности научно-технического центра, он подчеркнул, что железнодорожные администрации должны понять, что единое пространство 1520 должно иметь и единые научные подходы к решению транспортных проблем.

Начальник правового департамента ОАО «РЖД» Вадим Бынков отметил, что легитимность действий центра может быть обеспечена уже тем, что он не будет выступать в качестве некоего «нормотворца», который вырабатывает обязательные для всех железнодорожных администраций решения. В то же время на постсоветском пространстве нет научного центра, подобного ВНИИЖТу по масштабу и возможностям.

Технологические рекомендации могут либо приниматься, либо отвергаться. А вот единая стандартизация будет проводиться по обоюдному согласию, подчеркнул он.

Начальник департамента международных связей ОАО «РЖД» Алексей Аверин считает, что центр на базе ВНИИЖТа позволит объединить научный потенциал всех стран, работающих на колее 1520 мм.

Идея создания единого центра для стран СНГ важна и исторически оправдана уже потому, что эффект от совмещения усилий будет выше, чем если мы будем работать поодиночке.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК
Леонид ГРИГОРЬЕВ


Справка «Гудка»
    ВНИИЖТ создан в 1918 году. В составе института 20 научно-исследовательских подразделений по всем хозяйствам транспортного комплекса, 6 филиалов и дочерних предприятий в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Белореченской, Иркутске, г. Щербинка в Подмосковье. Институт располагает крупнейшей в мире испытательной базой железнодорожной техники, опытным производством, информационно-аналитическим центром.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31