28 октября 2021 08:44

Открывать «окна» нужно одновременно

Николай МОРОХИН, <br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Нижний Новгород

На четырех стыках широтного направления  (Петушки и Черусти – с Московской дорогой, Чепца и Дружинино – со Свердловской) на Горьковской постоянно возникают заторы, спровоцированные ремонтными работами и недостаточной вместимостью приемо-отправочных путей ряда станций.
Горьковская дорога предложила Московской и Свердловской магистралям ряд мер для ликвидации заторов на стыковых участках.

На четырех стыках широтного направления (Петушки и Черусти – с Московской дорогой, Чепца и Дружинино – со Свердловской) на Горьковской постоянно возникают заторы, спровоцированные ремонтными работами и недостаточной вместимостью приемо-отправочных путей ряда станций.

Как рассказал на стыковом совещании трех дорог заместитель начальника Горьковской – начальник службы перевозок Александр Процкий, неравноценный обмен поездами привел к возникновению заторов на стыках.

Так, в августе только на станции Дружинино ежесуточно Горьковская магистраль принимала со Свердловской в среднем на 3,7 поезда больше, чем сдавала. Как следствие – локомотивы следовали по южному ходу без составов, из-за чего убытки Горьковской составили 8,5 млн руб.

Общее время задержки из-за неприема и невывоза соседними дорогами грузовых поездов – свыше 21 тыс. часов.

Пробки на стыковых участках послужили причиной 45% всех возникавших задержек на ГЖД. Так, в предпоследнюю неделю августа стык Балезино четыре дня работал на пределе возможного из-за того, что путейцы СвЖД не уложились в отведенное им время при смене стрелочного перевода.

На самом же проблемном стыке – в Черустях – задержки с начала года составили больше 8 тыс. часов.

Нестабильность движения вагонопотока усложняет процесс планирования «подвязки» локомотивов и использования локомотивных бригад.

Так, в августе план сдачи поездов на ГЖД выполнялся на 98%, а приема – на 101%. На стыке Черусти ежесуточно отклонение и по приему, и по сдаче составило 3,3 поезда, в Дружинине соответственно – 2,7 и 1,2. В результате за 25 дней августа дорога не сдала 231 запланированный поезд.

Руководство ОАО «РЖД» призвало представителей стыковых магистралей совместно взяться за решение возникшей проблемы.

«Перед дорогами стоит одна общая задача. Магистрали передают по маршруту груз, доверенный одной компании – ОАО «РЖД», а не отдельным дорогам. Поэтому необходимо находить с соседями общий язык», – заявил присутствовавший на совещании первый заместитель начальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Виктор Гапаненок.

Главная причина возникновения заторов – неслаженность действий. Так, дороги, составляя планы-графики ремонтных работ, не считаются с графиками работ соседних магистралей. В результате поезда нередко простаивают на стыковых станциях в ожидании окончания «окон»у соседей.

Железнодорожники Горьковской предложили разрабатывать графики ремонтных работ на полигоне целого направления, а не на одной дороге. Это, по их мнению, даст возможность предоставлять «окна» с наименьшими потерями движения.

Данная технология была опробована с апреля по июнь этого года, когда ремонтные работы шли на Свердловской дороге и северном ходу Горьковской. Тогда вагонопоток без помех пустили по южному ходу.

Сейчас горьковчане уже начали разработку такого графика на будущий сезон для направления Черусти – Дружинино и попросили поддержки у коллег с Московской магистрали.

Также горьковчане предложили составить план формирования поездов и маршрутов их следования в зависимости от размеров вагонопотока на встречных направлениях. Для этого нужно разработать экономическую модель вагонопотоков для целых полигонов, благодаря которой диспетчеры смежных магистралей при передаче поездов на стыках будут получать информацию о планировании формирования поездов не только на своей дороге, но и у соседей.

Построение такой модели потребует внедрения на сети РЖД программы непрерывного автоматизированного текущего и сменно-суточного планирования поездов.

Кроме того, диспетчеры, контролирующие движение на полигонах возле стыковых станций, должны ежегодно командироваться на соседние дороги для координации работы.

Дополнительным резервом пропускных возможностей могут выступить и поезда повышенного веса и длины.

За последние семь лет средний вес грузового поезда на ГЖД вырос на 16,6% и достиг 3801 тонны. А средняя длина состава с 60 вагонов увеличилась до 68,8 вагона.

С начала 2007 года на Горьковскую с Московской и Свердловской поступило 39 поездов повышенного веса, из них 37 – до 7 тыс. тонн, а два – до 8 тыс. тонн. Горьковчане сформировали 902 поезда весом до 8 тыс. тонн.

По данным руководства ГЖД, это в среднем сократило суточную потребность на 3,8 локомотива и за восемь месяцев дало экономический эффект в 23 млн руб.

Поэтому дорога предложила проводить по своей территории своими локомотивными бригадами в сутки по четыре поезда-восьмитысячника от Западно-Сибирской до Московской магистрали. Это направление является одним из самых загруженных на сети – по нему идет большое число грузовых поездов с углем и их объединение в восьмитысячники позволит разгрузить магистрали.

Однако это потребует немалых финансовых вложений и серьезной отработки технологии. Только на ГЖД придется реконструировать станции Вековка, Красноуфимск, Балезино и Дружинино, а также удлинять пути до ста условных вагонов. Так что пока это предложение ГЖД находится в стадии обсуждения.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31