20 октября 2021 22:09

Не надо подменять понятия

О ситуации на топливном рынке России «Гудок» побеседовал с президентом Московской топливной ассоциации Евгением Аркушей.

– Евгений Александрович, на каком этапе находится подготовка к введению в России экологического стандарта «Евро-3»?
– Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» принят еще в 2005 году. Он предписывает выпускать с 1 января 2008 года двигатели, соответствующие экологическому классу «Евро-3». В этом документе есть еще и приложение, которое устанавливает технические требования к характеристикам топлива.
Но как установил Верховный суд, эти требования не являются обязательными.
Мы судились с московским правительством по поводу того, что оно установило повышенные требования к топливу в соответствии с требованиями федерального законодательства. Суд постановил, что техрегламент по выбросам автомобильной техники не является обязательным требованием в отношении бензинов. По бензинам готовится свой техрегламент, который никак не может пройти согласование. Он называется «О требовании к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам». Год назад я был председателем экспертной комиссии, которая дала положительное заключение на этот регламент. И до сих пор он находится где-то между правительством, Думой и отдельными правительственными ведомствами.
Введению «Евро-3» в России мешают некоторые существенные противоречия. С одной стороны, есть экологические требования к промышленности выпускать топливо с пониженным содержанием серы и других вредных веществ.
С другой стороны, есть интересы Минобороны, у которого вся техника работает на высокосернистом топливе марки Аи-80. Есть еще Госрезерв, в котором топливо хранится годами. Пока эти противоречия никак не удается разрешить.

– Как вы относитесь к предложениям установить акциз на топливо в зависимости от его экологических характеристик?
– Минэкономразвития давно предложило устанавливать акцизы в зависимости от экологичности топлива. В этих предложениях говорится о том, что акцизы должны быть тем ниже, чем выше экологические характеристики топлива. То есть на топливо марки Аи-92, если оно соответствует «Евро-4», акциз должен быть ниже, чем на то же топливо Аи-92, но «Евро-3». Акциз на топливо предлагают устанавливать не только в зависимости от наличия в нем серы, но и по целому ряду других характеристик. Соответствующий законопроект в настоящее время находится в Госдуме. Я думаю, что он будет принят на осенней сессии. В нем содержатся абсолютно логичные предложения.

– Как вы оцениваете усилия государства по контролю за качеством топлива?
– Но качество – это устаревшее понятие. В соответствии с законом о техническом регулировании надо говорить о требованиях к безопасности. И в техрегламенте идет речь именно о требованиях к безопасности. Закон о техрегулировании говорит, что обязательными для выполнения являются требования к безопасности, влияющие на жизнь, здоровье граждан, животных и окружающую среду.
Есть государственная программа повышения экологических характеристик, ужесточающая требования безопасности к бензинам и дизельному топливу. Но целый ряд компаний, не дожидаясь принятия обязательных характеристик, выпускают топливо с повышенными экологическими характеристиками. Это топливо немного дороже обычного, но оно активно продается, и на качество работы двигателя, как полагают некоторые автомобилисты, не влияет. Влияет оно только на содержание вредных выбросов.
С другой стороны, в России зачастую продается абсолютно некачественное топливо, которое производят не на заводах, а в кустарных условиях: как правило, в лучшем случае на нефтебазах, а иногда в бензовозах и даже на АЗС. Туда добавляются различные присадки. Какие это присадки – металлосодержащие, со свинцом, с нафталином, – никто не знает. Это топливо абсолютно некачественное, суррогатное. И вот с этим надо бороться.
К сожалению, очень часто путают понятия суррогатного топлива и топлива, не отвечающего повышенным экологическим характеристикам. Например, московский департамент природопользования по каким-то причинам – умышленно или случайно – путает эти понятия. Его представители делают проверки и обнаруживают, что какое-то количество топлива не соответствует повышенным требованиям столичного правительства, которое решило, что с 1 января 2006 года в Москве должно продаваться только топливо «Евро-3». А топлива такого в массовой продаже пока нет.
Продается, как правило, топливо, соответствующее «Евро-2». Московский нефтеперерабатывающий завод выпускает бензин, который по сере соответствует «Евро-3», а по остальным характеристикам нет.
Когда идет речь о том, что какое-то количество топлива не соответствует повышенным требованиям правительства Москвы, это подменяется понятием некачественного топлива и делается вывод, что в Москве продается 30% суррогата. Это полный абсурд. В Москву действительно приходит суррогатное топливо, но, по нашим оценкам, его доля составляет 5 – 6%, не больше.
С таким явлением, как суррогатное топливо, конечно, надо бороться. Вопрос: какими мерами? Депутаты Государственной думы, вдохновляемые московским правительством, внесли законопроект об уголовной ответственности за торговлю некачественным топливом. Если речь идет о торговле в особо крупных размерах, то наказание может составлять до 6 лет. С моей точки зрения, это абсолютно неправильная политика, потому что нет четких характеристик качества топлива. Они очень размыты.
Во-вторых, это очень взяткоемкий законопроект. Сейчас, когда штрафы составляют 400 руб., очень часто покупаются анализы, подкупаются инспекторы. А если будет грозить тюремный срок, то коррупция еще больше расцветет.
Но и самое главное – бороться с негативными явлениями ужесточением штрафов неправильно.
К сожалению, пока очень выгодно реализовывать суррогатное топливо. Потому что есть разница в акцизах между бензином 80-м и 92-м. 80-й – существенно дешевле. И как правило, добавляя различные ингредиенты, из 80-го делают 92-й, в меньшей степени – 95-й. Надо выбить экономическую основу из-под производства и реализации некачественного топлива. Как только его экономическая эффективность станет близка к нулю, никто его не будет производить и реализовывать. Все будут реализовывать то топливо, которое производится на заводах. Ну а уголовная ответственность – это запредельная мера. Ее предлагают те люди, которые контролируют этот рынок, это в их интересах.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31