30 июля 2021 19:29

Берег левый, берег правый

Андрей СТРЕЛЬЦОВ

В конце лета 1907 года было открыто движение поездов до Астрахани.

Сооружение этой линии сопряжено было с большими трудностями из-за тяжелых местных природных условий. Из общего протяжения 517 верст 400 было проложено в пределах полупустынной киргизской степи, бедной пресной водой и растительностью. Почти 40 верст построили в полосе барханных песков. А непосредственно перед подходом к Астрахани линия пролегла в границах Волжской дельты, пересекая три главных рукава этой реки – Ахтубу, Бузань и Болду, две менее значительные реки (Кривой Буз и Рычу) и 11 малых водотоков.

Каждый год в мае и июне вся дельта покрывается водой и железнодорожное полотно находится среди сплошного водного пространства с глубиной более 2 м. Строителям пришлось возвести на дельте 14 мостов общей длиной 3,2 км. Самый большой железнодорожный мост длиной почти километр построили через реку Болду. Чтобы поставить мостовые опоры на морских и речных отложениях песка, впервые в мировой практике строители заложили основания сооружения на глубине почти 30 м ниже уровня реки.

Именно этими трудностями строительства объясняется, что вопрос о сооружении железной дороги до Астрахани решался более 30 лет. Впервые он возник в 1870-х годах сразу после окончания сооружения линии до Саратова. Спор шел о том, по какому берегу Волги строить железную дорогу.

Сторонники постройки дороги разделились на два лагеря – «правобережников» и «левобережников» – и вели между собою борьбу около десяти лет. В этой борьбе обе стороны исчерпали все средства и внесли в дело, помимо страстности, неизбежной в горячем споре, столько полезных сведений об экономических особенностях края и его нуждах, что правительству при решении дела оставалось только взвесить доводы обеих сторон. Однако и это было делом нелегким. Дорога по правому берегу Волги стоила дешевле левобережной, но последняя обладала существенными экономическими преимуществами. Правительство колебалось: решив первоначально постройку по левому берегу Волги от Камышина до Астрахани, впоследствии оно признало необходимым пересмотреть свое решение и склонилось к мысли построить более дешевую дорогу по правому берегу от Царицына до Форпостинской станицы напротив Астрахани.

Вопрос, однако, был вновь пересмотрен в особом заседании, состоявшемся 10 июня 1902 года под председательством императора Николая II, лично выбравшего нынешний маршрут от Саратова до Астрахани по левому берегу Волги.

Андрей СТРЕЛЬЦОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31