23 октября 2021 10:52

Доходы уходят в воду

Ринат РЕЗВАНОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Лесосибирск – Красноярск

Лесоотправители Красноярского региона из-за дефицита полувагонов вынуждены переходить на транспортировку грузов водным транспортом. Опасная тенденция может ударить по доходам магистрали.

Руководство одного из крупнейших клиентов дороги – ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» – объявило о планах до конца года отправить речным транспортом через енисейский порт Игарка до 101 тыс. куб. м леса. Ранее это предприятие пользовалось в основном услугами железнодорожников. Однако возникшие еще весной этого года проблемы заставили лесопромышленников переориентироваться на альтернативный вид транспорта – водный.

«Переход на новую схему транспортировки не выгоден не только дороге, но и нам самим. Учитывая разницу в стоимости фрахта судов и перевозки в железнодорожных вагонах, ЛДК теряет до 125 руб. на каждом кубометре леса. Только за период навигации совокупные потери комбината достигнут 37,5 млн руб. Но у нас нет другого выхода», – говорит замгендиректора ЛДК-1 Андрей Помазков.

В советские времена этот крупный лесокомбинат был сориентирован на западного потребителя. Близость к Лесосибирскому речпорту предопределила логистику – лес отправлялся по Енисею, где его переваливаливали в порту Игарка на океанские суда. Дальше он шел по Севморпути. Но в 1990-х годах предприятие полностью переориентировалось на железную дорогу.

Однако с 2005 года, когда наметились первые серьезные трудности с подачей полувагонов, на ЛДК-1 стали постепенно возвращаться к прежней схеме. Если два года назад было отгружено на воду 16 тыс. куб. м леса, то в 2006 году – уже 61 тыс. А в этом году из запланированных к отгрузке 550 тыс. куб. м леса более 18% отправится по воде.

Другие крупные лесоотправители региона пока продолжают сотрудничать в основном с железной дорогой. Но при этом не исключают возможность перехода на транспортировку своей продукции по воде.

«Мы пока не думаем о переходе на воду, но подчеркну – только пока», – заявил главный специалист по экспорту ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс (ЛХК)» Дмитрий Губин.

Причин для перехода на новые способы отправки грузов у «Новоенисейского ЛХК» достаточно. Ранее комбинат отправлял лес маршрутами, что, кроме удобства, приносило и экономию средств в виде 5-процентной скидки. Однако неритмичность в подаче полувагонов заставила предприятие перейти от маршрутной к разовой отправке составов.

«Вынужденный переход к немаршрутным видам отправки леса обошелся нам потерей 2 – 3% в марже. Можно организовать и маршрут, но из-за нехватки вагонов грузить мы будем не двое суток, а неделю. А в таком случае штрафы за простой вагонов съедят всю получаемую выгоду», – пояснил «Гудку» Дмитрий Губин.

В администрации Красноярского края сложившуюся ситуацию считают ненормальной. Причем, как сообщили «Гудку» в краевом агентстве лесной отрасли, за последние месяцы положение с подачей подвижного состава только ухудшилось: если в июне обеспечение клиентов вагонами было на уровне 65%, то в июле – уже 59%, а в первые дни августа – 48%.

В то же время за первое полугодие лесозаготовка и переработка возросли на 30%, а, по прогнозам, в ближайшие два года они увеличатся еще в 2,5 раза. «Сегодня объемы погрузки по тому же Лесосибирскому узлу превышают возможности КрЖД по поставкам подвижного состава», – говорит руководитель департамента природных ресурсов и лесного комплекса краевой администрации Андрей Гнездилов. По оценке Дмитрия Губина, в идеальном варианте дорога поставляет на станцию 70 вагонов в сутки, однако и этого количества уже мало: необходимо – до 100 полувагонов.

Позицию краевых властей и грузоотправителей разделяют и районные администрации региона. «В этом году наш район выходит по лесозаготовке на 4 млн куб. м, на следующий год запланировано 5 млн, – говорит глава Богучанского района Юрий Екимов. – Но штабелируемый из-за неподачи вагонов лес теряет на качестве до 500 – 750 руб. за кубометр. Поэтому ощутимо приросли речные перевозки леса. Но ведь весь объем не вывезешь водой».

По словам начальника КрЖД Владимира Рейнгардта, дорога не успевает за ростом транспортировки леса. Согласно его данным, только за первое полугодие рост лесоперевозок магистрали по отношению к прошлому году составил 22,2%, а это почти 9,7 тыс. дополнительных вагонов. «Положительная динамика сохранилась и в июле, когда было отгружено леса на 18% больше к прошлому году. Однако долгая инвестиционная пауза, которая существовала в отрасли до последнего времени, дает о себе знать: действующий парк полувагонов на сегодня выработал свой ресурс на 70%», – говорит Владимир Рейнгардт.

Несколько исправить ситуацию с нехваткой подвижного состава, как считают на КрЖД, может погрузка в выходные и праздничные дни, что позволит не держать в бездействии на станциях и подъездных путях значительный парк вагонов.

Однако грузоотправители считают такой подход малоэффективным. «Технологией для нас определен фронт погрузки в 30 вагонов в сутки, – говорит Дмитрий Губин. – Но если придется грузить в выходные, то мы должны будем ежедневно грузить по 17 –18 вагонов. Комбинату, справляющемуся с погрузкой в будние дни, незачем растягивать ее на выходные».

Согласны с коллегами и на ЛДК-1. «В сезон лесозаготовки звенья погрузки у нас работают в шестидневном режиме. Летом существующих объемов нам хватает и на пять дней, даже с учетом того, что половина звеньев работает на водную погрузку», – отмечает начальник управления продаж ОАО «Лесосибирский ЛДК-1» Андрей Никитин.

По мнению Владимира Рейнгардта, для кардинального решения проблемы лесным предприятиям необходимо инвестировать средства в закупку или аренду собственных полувагонов и локомотивов. Ведь на дороге задействовано всего 149 приватных вагонов, в то же время погрузка происходит со 124 путей необщего пользования, которые на 80% обслуживаются локомотивами КрЖД. Тот же «Лесосибирский ЛДК-1» мог бы более рационально распорядиться упущенной выгодой, направив средства на приобретение подвижного состава.

Предложение дороги лесоотправители встретили весьма сдержанно. «Нашему комбинату приобретение вагонов несвойственно – мы занимаемся только лесом. Кроме того, возникает вопрос с управлением собственным парком и решением проблемы обратной загрузки», – говорит Андрей Помазков.

Но на дороге считают, что лесоотправителям не стоит с ходу отказываться от предложения магистрали, указывая, что управление парком можно доверить профессионалам и даже извлечь из этого дополнительную выгоду.

«Конечно, для лесоотправителей это непрофильный бизнес, но ведь его можно передать в доверительное управление операторским компаниям. В их ведении будет вопрос и с обеспечением вагонами, и с обратной их загрузкой. Так что с учетом дефицита парка полувагонов на сети это направление деятельности может принести существенную прибыль», – подчеркнул Владимир Рейнгардт.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Лесосибирск – Красноярск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31