31 июля 2021 11:20

Вузам нужен баланс

Беседовал Владимир ГУБАРЕВ<br /> Ростов-на-Дону

По оценкам многих экспертов, реформа российского образования за более чем 10-летнюю историю свелась к заимствованию западных технологий обучения в ущерб традициям некогда лучшей советской системы – так появились Единый госэкзамен и двухуровневое профобразование, до сих пор вызывающие неоднозначную реакцию.
По оценкам многих экспертов, реформа российского образования за более чем 10-летнюю историю свелась к заимствованию западных технологий обучения в ущерб традициям некогда лучшей советской системы – так появились Единый госэкзамен и двухуровневое (бакалавриат и магистратура) профобразование, до сих пор вызывающие неоднозначную реакцию. Академик РАН, ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Колесников считает, что высшей школе есть от чего отказаться и есть что хранить.

– Владимир Иванович, по-вашему, что хорошее теряется в ходе реформирования высшего образования?
– Прежде всего – воспитательный и идеологический аспекты. Сейчас внимание, как правило, уделяется только подготовке специалистов, которые отвечали бы требованиям работодателей, за счет снабжения ребят необходимым набором профессиональных знаний. При этом уходит в прошлое один из основных принципов советской школы – подготовка гармонично развитой личности.

На мой взгляд, молодого человека необходимо учить не только профессионализму, но и воспитывать в нем преданность Родине, семье и профессии. Поэтому мы не стали ломать то, что сделано предыдущими поколениями, сохранили и стройотряды, и агитпоезда. Отдачу получаем прекрасную. Например, в Ставропольском крае в прошлом году селевые потоки смели мосты, пострадала железная дорога. Четыреста с лишним наших студентов, проходивших военную стажировку в Волгограде, по боевой тревоге приехали на место бедствия. Восстановили школу в селе Барсуки. Потом мы привезли туда мебель и обеспечили работу школы. Ребята проработали больше трех месяцев, а затем вернулись домой уже повзрослевшими людьми.
Или другой пример. В Ростове есть госпиталь, в котором лечатся офицеры и солдаты, получившие ранения в «горячих точках». Мы взяли шефство над госпиталем десять лет назад. Сначала это была гуманитарная помощь. Мы помогали персоналу, давали концерты, посещали раненых. А потом каждого раненого студенты начали обучать компьютерным технологиям. Это не только помощь людям, но и воспитание молодых людей, которые начинают понимать и чувствовать свою ответственность в этой нелегкой жизни.
Студенты учат компьютерной грамоте и ребятишек из детских домов. Мы запустили проект «Сиротские дома»: взяли шефство теперь уже над четырьмя учреждениями, поставили туда компьютерную технику, оказываем другую посильную помощь. Студенты становятся как бы крестными папами и мамами для сирот. Пытаемся привлечь к такой работе и бизнес-сообщество. Если все вузы будут развивать социальные программы, то в масштабах страны это будет значительная помощь.

– Вы упомянули подготовку специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Считаете, что она не достойна того внимания, что ей уделяется?
– Я говорил о соблюдении баланса. Вузы, особенно отраслевые, не могут существовать автономно, не прислушиваясь к мнению главного заказчика – бизнеса. Это требование времени и экономики. Я считаю, сейчас нужно так перестроить систему образования, чтобы научить человека учиться всю жизнь. При нынешних темпах обновления технологий это просто необходимо, однако в сегодняшней высшей школе этого зачастую нет.
И здесь можно говорить об отрицательном наследии прежней системы образования. К сожалению, до сих пор у нас существует валовый метод подготовки специалистов, о чем чиновники почему-то не говорят, молчат. А нам не нужен вал. Не количеством надо брать, а качественным образованием. Ключевой фигурой в таком случае становится преподаватель. Он должен стараться дать как можно больше студенту. И это необходимо перевести в экономический эквивалент.
Естественно, при такой системе следует выбраковывать как тех, кто плохо учится, так и тех преподавателей, которые не умеют преподавать. Можно иметь звание академика, быть прекрасным ученым, но не обладать особым даром – давать людям знание. Это умение требует мастерства, подчас даже актерского. Я уж не говорю о том, что такую работу нужно оплачивать достойно. Мы стараемся придерживаться таких принципов.

– Теперь понятно, почему ваш университет считается одним из лучших в России.
– Наш вуз признан и на Западе. Но успокаиваться не следует. Я хочу, например, чтобы каждый студент РГУПСа независимо от профессии знал и право, и экономику, и язык. Потому настоял, чтобы студенты больше читали в подлиннике английских и немецких классиков, чтобы за рубежом наши сотрудники выступали на конгрессах и конференциях без переводчиков. При таких знаниях выпускники университета будут чувствовать себя комфортно в условиях рынка.

– В условиях рынка и вузам приходится изворачиваться, чтобы привлечь как студентов, так и талантливых преподавателей, обновлять материально-техническую базу…
– От государства мы получаем всего около четверти годового бюджета. В основном зарабатываем на науке, и достаточно большие деньги. Их хватает, чтобы жить достойно.
Сейчас вот хотим свой технопарк создать и вполне способны осилить такой проект самостоятельно. Уже закупили новые приборы, создали лаборатории. Словом, прорываемся на международный рынок. Пока наши разработки покупают Латвия и Казахстан, думаю, скоро к ним присоединятся и другие страны. Следовательно, появятся дополнительные доходы, возможность развиваться дальше.

– То есть вы рассматриваете науку как статью доходов?
– Это слишком узкое представление. Я считаю, что вуз не может дать полноценного образования, если в нем не развивается наука.
Сегодня у научных учреждений появились заказы от ведущих отраслей промышленности, достаточно большие гранты выделяются Минобрнауки, различными научными фондами. В общем, наука начала финансироваться. Но в первую очередь нужно не гоняться за прибылью, а думать о новых крупных разработках, перспективных исследованиях. Потому что в конечном итоге это благоприятно сказывается на престиже конкретных учреждений и ученых, а также государства в целом. И на экономике, конечно.
Приведу пример: лет двадцать назад я увлекался разработками водородного топлива. С гордостью вспоминаю, как запустили на нем Ту-154. К сожалению, мы оставили это направление, а теперь на Западе ушли далеко вперед. В США, например, уже есть локомотивы на водородном топливе. В науке подобное случается часто, если накопленный опыт не передается молодым и если конкретный ученый не берет инициативу в свои руки.
Так что у заработков науки есть определенная цель – удержать молодых, талантливых, способных на многие свершения людей в стране. Зачем им уезжать, если у нас хорошо оснащенные лаборатории, перспективы для научного роста?! Соответствующие условия надо создавать здесь и сейчас, тогда будет кому двигать вперед науку и экономику, а также хранить лучшие традиции.

Беседовал Владимир ГУБАРЕВ
Ростов-на-Дону


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31