23 октября 2021 11:47

Не сошлись на электричестве

Евгений ВОСТРУХОВ

Латвия выразила «решительный протест» против планов Брюсселя реформировать энергетический сектор Евросоюза. В Риге уверены: их осуществление приведет к нежелаемой приватизации Latvenergo.

Дело в том, что, закончив многолетнюю реструктуризацию, руководство Латвийской железной дороги приступило к реализации дальнейших планов развития инфраструктуры и перевозочного процесса. Один из важнейших намечаемых рубежей – полная электрификация магистрали, которая сейчас не превышает 15%.

Неожиданно железнодорожники столкнулись с нависшей угрозой роста стоимости электроэнергии и ее распределения на сети. Проблему породили чиновники Европейской комиссии. Точнее, их программа реформ энергетической и транспортной отраслей.

Но не только латыши отвергают планы стратегов ЕК. Латвия присоединилась к восьми другим странам ЕС, подписав коллективное письмо, адресованное Еврокомиссии. В нем – «решительный протест» против планов Брюсселя по реформированию энергетического сектора Евросоюза. В Риге уверены: их осуществление приведет к нежелаемой приватизации Latvenergo.

Латвия вместе с другими странами категорически возражает против пробиваемой Брюсселем «углубленной реструктуризации энергетического сектора», которая подразумевает не только разделение между юридически независимыми предприятиями производства, сетей транспортировки и доставки электроэнергии и газа, но и обязывает сделать так, чтобы эти предприятия принадлежали разным собственникам. По мнению ЕК и поддерживающих ее государств, такой порядок якобы увеличит конкуренцию и повлечет за собой снижение тарифов.

В министерстве же экономики Латвии уверены, что в условиях сравнительно небольшого местного рынка такое разделение не имеет смысла, и, вопреки чаяниям Брюсселя, издержки по доставке электроэнергии и газа потребителям наверняка вырастут. В итоге как неизбежное следствие резко увеличатся и тарифы на электричество для эксплуатационных нужд Латвийской железной дороги. Так что озабоченность транспортников в связи с дальнейшим развитием национальной магистрали вполне обоснованна.

Планы стратегов ЕК имеют еще один серьезный минус. Они отбирают инициативу развития экономики из рук правительства республики. Например, в Latvenergo реализация брюссельской инициативы обернется необходимостью приватизировать ряд предприятий, которые сейчас входят в концерн, принадлежащий государству. Таким образом, оно теряет контроль над важнейшей отраслью индустрии.

Любопытно, что инициаторами «протестного» письма в ЕК стали Франция и Германия. Затем к ним присоединились Латвия, Австрия, Болгария, Кипр, Греция, Люксембург и Словакия. В поддержку намерений Брюсселя высказались только трое: Великобритания, Испания и Швеция.

Итоговые предложения по реформе энергетического и транспортного секторов Европейская комиссия должна представить к концу нынешнего года. Но многие аналитики полагают, что представления в намеченный срок не будет. С окончательным решением вопросов, вызывающих скандальные споры, Брюссель обычно не торопится.

Евгений ВОСТРУХОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31