27 июля 2021 05:36

Баку переносит порт

Александр РУБЦОВ

Южнокорейские компании готовы инвестировать в проект строительства нового Бакинского международного морского порта $300 – 400 млн.

С таким предложением выступил в Баку заместитель министра торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи Ли Джа Хун.

Как стало известно «Гудку», правительство Азербайджана ведет переговоры по финансированию проекта переноса Бакинского порта за пределы города с корейской компанией GS Engineering & Construction Co, которая уже подготовила и представила проект будущего порта. Завершение строительства планируется на 2010 – 2011 годы.

Вице-президент Евро-Азиатского транспортного союза Юрий Щербанин отмечает, что пока трудно просматривается участие Бакинского порта в каких-либо логистических цепочках Южной Кореи. Но, возможно, развитие нового порта как-то связано с проектом TRACECA.

В проекте TRACECA (транспортный коридор «Европа – Кавказ – Центральная Азия») в 1993 году выразили намерение участвовать Азербайджан, Турция, Грузия, Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Армения.

Представитель Азербайджанской железной дороги Рафик Зейналов сообщил «Гудку», что уже ведутся работы по строительству подходов к новому порту. Однако он затруднился ответить, связано ли данное строительство с проектом TRACECA. Но географически порт совпадает с маршрутом этого транспортного коридора.

Генеральный директор АК ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян также рассматривает предложение южнокорейских бизнесменов как попытку подключиться к TRACECA. Однако, по его словам, этот проект один из самых утопичных.

Учитывая сложность достижения консенсуса в переговорах азиатских стран, для реализации нового транспортного проекта может потребоваться еще 25 – 30 лет, считает он.

По словам эксперта, трудно понять, на чем основан интерес южнокорейцев, поскольку в данном проекте самый сложный участок приходится на Кавказ. Там тлеют конфликты между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, Абхазией – риски высоки.

Кроме того, нужно учитывать «первобытное» состояние черноморских грузинских портов. Их переоборудование делает более дорогим проект коридора.

В этой связи Агван Микаелян считает, коль скоро речь идет о создании нового морского международного порта в Баку, то целесообразнее повернуть в этой точке маршрут TRACECA на Россию. Несмотря на то, что путь удлиняется, маршрут пройдет по промышленно развитым регионам и портам.

Ведущий эксперт по логистике ОАО «ТрансКонтейнер» Лев Матюшин убежден, что в любом проекте прежде необходимо иметь грузовую базу, транспортные потоки и лишь потом уже развивать под них инфраструктуру. Проект TRACECA – это прежде всего вопрос политической игры, но Транссибирской магистрали сильной конкуренции он составить не сможет. На этом маршруте будет большое число пунктов перегрузки, а каждая перегрузка порой сопоставима со стоимостью перевозки в целом.

Александр РУБЦОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31