20 октября 2021 23:32

Электрификация вернет грузопоток

Андрей МЕТЕЛЕВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Чита

Планируемый запуск нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и рост перевозок из Китая подтолкнули Забайкальскую дорогу пересмотреть планы реализации второго этапа реконструкции южного хода магистрали.
Планируемый запуск нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и рост перевозок из Китая подтолкнули Забайкальскую дорогу пересмотреть планы реализации второго этапа реконструкции южного хода магистрали.

Участок от Карымской до Борзи (247 км), работы на котором, как сообщил «Гудку» главный инженер ЗабЖД Александр Большаков, начнутся уже в октябре этого года, будет электрифицирован за 28 месяцев вместо 36, как планировалось ранее.

Сокращение сроков связано с тем, что к 2010 году, после ввода в эксплуатацию терминала нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на станции Сковородино (Амурская область), Забайкальская дорога может потерять значительную часть грузопотока.

До объявления планов нефтяников об ускоренном запуске трубопровода на полную мощность ОАО «РЖД» рассчитывало электрифицировать участок от Карымской до Борзи за три года.

Однако теперь планы пришлось скорректировать. Ведь согласно прогнозам после пуска трубопровода ежегодный объем железнодорожных перевозок нефти в Китай через международный пункт пропуска Забайкальск упадет с нынешних 6 млн тонн до 0,4 млн тонн.

Магистраль рассматривает все возможные варианты сохранения существующего грузопотока.

На ЗабЖД считают, что потери от перевозки нефти можно компенсировать транспортировкой других грузов – в первую очередь импортных. Это подтверждает и статистика, свидетельствующая, что объем перевозок товаров из Китая уже в этом году увеличился на 85% по отношению к 2006 году.

В ближайшей перспективе – после запланированного на осень этого года окончания реконструкции железнодорожной линии на участке Хайлар – Маньчжурия (КНР) – ежегодный рост перевозок через станцию Забайкальск составит еще 25%.

«Мы ожидаем, что уже к 2010 году это направление потребует открытия дополнительных мощностей транспортного перехода в Китай. Именно поэтому сегодня нужно говорить о сокращении сроков электрификации. Продумать увеличение количества двухпутных вставок и в дальнейшем предусмотреть полный переход линии Карымская – Забайкальск на работу в четном и нечетном направлениях», – сообщил начальник Забайкальской дороги Сергей Тимофеев.

Расчеты экономической эффективности реконструкции южного хода ЗабЖД с учетом прогноза перевозок между Китаем и Россией производил «Гипротранстэи». В них были учтены международные договоренности внешнеторгового грузового оборота, а также перспективы экономического развития Читинской области.

С учетом планов освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов вдоль трассы Карымская – Забайкальск предполагается, что уже к 2010 году объем транзитных грузов превысит 47 млн тонн.

По мнению специалистов проектного института, электрификация также повысит надежность работы локомотивного парка и значительно снизит эксплуатационные затраты, так как обслуживание электровозов обходится значительно дешевле, чем тепловозов.

За два года работникам магистрали необходимо смонтировать 577 км контактной сети, построить четыре тяговые подстанции на станциях Бурятская, Булак, Мирная, Борзя, модернизировать подстанцию Карымская, установить 15 автотрансформаторных подстанций, реконструировать семь станций и построить вторые пути на двух перегонах.

Проект также предусматривает строительство почти 143 км высоковольтной линии передачи и технологического жилья в объеме 14 тыс. кв. м.

По предварительным расчетам, общая потребность капитальных вложений составит свыше 20 млрд руб. ежегодно.

«Масштабность освоения средств, сжатые сроки и рост грузоперевозок на участке реконструкции во многом усложняют техническое воплощение проекта», – считает главный инженер ЗабЖД Александр Большаков, отмечая реальность выполнения всех работ в срок.

Так, уже в этом году заявлено 437 «окон» для установки опор контактной сети, в 2008-м – свыше 2000, кроме того, уже планируются «окна», необходимые для работ по реконструкции пути и развитию станций. В общей сложности ремонтные работы на закрытых путях в следующем году составят более 6000 часов.

В таких условиях требуется жесткая согласованность действий строителей, проектных организаций и служб дороги, отвечающих за движение.

«Необходимо предусмотреть в договорах все обязательства сторон и определить меру ответственности строительным и проектным организациям за низкое качество выполняемых работ. Мы, как балансодержатели, должны усилить проверку качества», – считает Александр Большаков.

Но главная проблема реконструкции южного хода заключается в том, что ЗабЖД начинает электрификацию при дефиците строительных подразделений, непосредственно занимающихся монтажом контактной сети.

«За последние десять лет темпы ввода электрифицированных линий на дорогах резко снизились. Соответственно, уменьшились и мощности специализированных строительных организаций. В европейской части России ведется модернизация скоростной линии Петербург – Москва, а также проектирование Сочинского транспортного узла, на чем сосредоточиваются усилия организаций по работе с контактной сетью. Нам придется рассчитывать на собственные силы», – пояснил ситуацию «Гудку» заместитель начальника дороги по капитальному строительству Валерий Кулик.

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Справка «Гудка»
    Решение о модернизации участка Карымская – Забайкальск (южный ход ЗабЖД) протяженностью 365 км было принято на правлении ОАО «РЖД» 2 февраля 2005 года после предложения нефтяных компаний транспортировать нефть в Китай по железной дороге, в том числе через международный транспортный переход в поселке Забайкальск.
    В рамках проекта предусмотрено два этапа реконструкции: строительство двухпутных вставок общей длиной 233 км, или 70% южного хода, и полная электрификация участка. В результате пропускная способность пути от узловой станции Карымская до границы с Китаем в Забайкальске должна вырасти в 2,5 раза и составить 35 пар большегрузных поездов в 71 условный вагон.
    Окончание первого этапа реконструкции запланировано на 2008 год. Начало работ по электрификации – четвертый квартал 2007 года.
    К 2010 году планируется электрифицировать участок от станции Карымская до станции Борзя длиной 247 км.
    Общий объем инвестиций на реконструкцию участка составит более 50 млрд руб.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31