23 октября 2021 10:44

Испытательный центр «домов на колесах»

Беседовал <br /> Андрей СТРЕЛЬЦОВ<br /> Фото автора

Тверской институт вагоностроения – старейший в нашей стране исследовательский центр, создающий новые конструкции пассажирских вагонов. К тому же именно здесь их и испытывают в соответствии с требованиями системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. О новых разработках сотрудников института «Гудку» рассказал его директор Виктор Прудников.

– Почему именно в Твери был создан институт вагоностроения?
– Когда в 1962 году основали Всесоюзный НИИ вагоностроения, то сразу же открыли три его филиала – Калининский, Кременчугский и Рижский, которые стали заниматься конструированием соответственно пассажирских, грузовых вагонов и электропоездов. Поскольку в Калинине (ныне Твери) на вагоностроительном заводе выпускали тогда больше всего пассажирских вагонов, то такое решение было вполне логичным. Тогда же в 60-е годы был построен лабораторный корпус нашего института, приобретено самое современное оборудование для испытания новой техники. Так, в 70-е годы сотрудники института активно участвовали в создании первого отечественного скоростного пассажирского поезда «Русская тройка». В частности, мы проверяли его противопожарную защиту. В то время совместно с КБ имени
С.Яковлева наши специалисты спроектировали вагон с реактивной тягой, который мог развивать скорость до 250 км в час. Этот раритет до сих пор хранится на запасных путях Тверского вагоностроительного завода.

Затем в нашем институте разработали специальный вид стали для пассажирских вагонов. Сочетание нержавеющей стали и алюминиевых сплавов позволило сконструировать облегченный кузов с толщиной обшивки 1,5 мм вместо 2 – 2,5 мм, который успешно выдержал испытания на прочность и устойчивость.
В 80-е годы мы изготовили межобластной вагон новой конструкции на скоростной тележке из нержавеющей стали с применением отечественных теплоизоляционных материалов, создали образцы пассажирских вагонов с шестиместным купе, которые сейчас успешно используются в Казахстане.
Практически все подразделения нашего института принимали участие в создании скоростного поезда «Невский экспресс».
Всего за время работы института его сотрудники получили 130 авторских свидетельств и патентов на свои разработки.

– Как проходят проверку все новые конструкции пассажирских вагонов?
– Хорошая испытательная база – одно из важнейших условий, необходимых для создания качественной техники. За почти полвека существования института мы накопили богатый опыт проведения испытаний, постоянно пополняли наш станочный парк. Например, в 2005 году мы приобрели оборудование более чем на 4 млн руб., в 2006-м – еще на 3 млн. Сегодня мы проводим 14 видов испытаний «домов на колесах», как иногда называют вагоны, по десяткам параметров, а также в кооперации с Тверским вагоностроительным заводом изготавливаем опытные образцы железнодорожной техники.
Наши стенды и станки, в том числе уникальные, позволяют нам значительно расширить объемы испытаний подвижного состава, включая сертификационные, ускорить их проведение, не снижая при этом качество проверки. На электродинамическом вибростенде производства США можно испытывать все комплектующие детали вагона на вибропрочность и виброустойчивость. Прежде подобное оборудование использовали конструкторы лишь в авиакосмических отраслях.
Универсальный аналого-цифровой многоканальный измерительный комплекс немецкого производства дает нам возможность регистрировать быстродействующие динамические процессы, значительно сокращая сроки проведения тормозных динамических испытаний вагонов и узлов ходовых частей и тормозов. А автоматическая микропроцессорная тензометрическая установка, изготовленная специально по заявке Тверского института вагоностроения Новосибирским НИИ им. С.Чаплыгина, позволяет непосредственно в процессе испытаний видеть все результаты на мониторе компьютера в графической и цифровой форме. Это тоже существенно сокращает сроки проведения статических испытаний кузова вагона, ходовых частей и их узлов.
Надо сказать, что все детали вагонов проходят очень тщательную проверку на прочность и комфорт. Так, полка для пассажиров должна выдержать на нашем стенде более 30 тыс. ударов молота весом 100 кг. Кузов вагона на испытательном стенде мы «сжимаем» усилием до 500 тонн и «растягиваем» с силой до 300 тонн, все тормозные системы проверяем при работе на скорости 250 км в час. Учитывая специфику нашей страны, каждый вагон проверяется на жизнеобеспечение пассажиров при температурах от + 60 до - 60 градусов в климатической камере.

– Кто основные заказчики вашей продукции?
– Примерно 80% работ институт выполняет по заказу Тверского вагоностроительного завода, чьим филиалом мы сейчас являемся. Кроме того, мы сотрудничаем с Мытищинским, Демиховским, Днепродзержинским, Калининградским, другими машиностроительными заводами, а также с Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
В институте трудятся примерно 130 человек, которые ежегодно выполняют работы на 60 млн руб.
Но поскольку пассажирские вагоны приобретает главным образом ОАО «РЖД», то нам очень важно знать требования этого заказчика к современному подвижному составу. Мы постоянно вносим коррективы в конструкцию вагонов. Например, после жалоб проводников на неудобное расположение кресел в рабочем купе, наши специалисты развернули сиденье так, чтобы с него стал виден пульт управления аппаратурой. Более удобными стали полки в купе.
Поскольку сейчас число заказов от ОАО «РЖД» на поставку пассажирских вагонов постоянно растет, возрастает и спрос на новые научные исследования по перспективной тематике. За три последних года объем работ нашего института вырос более чем втрое. Сейчас мы трудимся над кузовом облегченного вагона с использованием специальных профилей из алюминиевых сплавов, обладающего высокой технологичностью сборки. Проводим опытно-конструкторские и исследовательские работы по совершенствованию узлов безлюлечной тележки, таких как гаситель колебаний с регулируемыми параметрами, автоматический стояночный тормоз и другие.
Совместно с учеными ВНИИЖТа работаем над изготовлением опытного образца вагона с принудительным наклоном кузова в кривых участках пути.
На установке для оценки токсичности продуктов горения полимерных материалов наши сотрудники испытывают на безопасность все применяемые материалы для внутренней отделки вагонов.
Мы тщательно определяем на специальном оборудовании уровень шума и вибраций во всех помещениях вагона. Наша цель – создавать вагоны на уровне лучших мировых образцов, чтобы пассажиры в пути испытывали комфорт и чувствовали себя в безопасности.

Беседовал
Андрей СТРЕЛЬЦОВ
Фото автора


Справка «Гудка»
    Тверской институт вагоностроения основан в марте 1962 года.
    Его экспериментально-производственная база включает стендовое оборудование, измерительную технику, станочное и сварочное оборудование для испытаний пассажирских вагонов и их ходовых частей.
    В институте работают семь кандидатов и один доктор технических наук.

    Тематика работ института:
    – разработка требований к пожарной безопасности пассажирских вагонов;
    – сертификация продукции вагоностроения;
    – изготовление сварочных комплексов с программным управлением для пассажирских, грузовых вагонов, вагонов метро;
    – проведение климатических, теплотехнических, натурно-огневых испытаний вагонов;
    – вибрационные, динамические и тормозные ходовые испытания пассажирских вагонов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31