20 октября 2021 22:03

«Корыто» для вечной мерзлоты

Виталий ИВАНКИН

Надежную и экономичную конструкцию насыпи для автомобильных и железных дорог предложили ученые Дальневосточного государственного университета путей сообщения. К числу достоинств новой конструкции ученые относят минимальные нарушения слоя вечной мерзлоты.
Надежную и экономичную конструкцию насыпи для автомобильных и железных дорог предложили ученые Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Новая насыпь, сообщил «Гудку» проректор вуза Юрий Давыдов, представляет собой своеобразное «корыто», в нижней части которого уложен фракционный скальный грунт. А его внутренняя часть заполняется любым грунтом, пригодным для возведения земляного полотна, на который затем кладут рельсошпальную решетку или асфальт.

При этом конструкция работает по принципу термоса: летом сохраняет мерзлоту.

В то же время насыпь, словно сито, свободно пропускает через себя поверхностные и надмерзлотные воды, не нарушая режима вечной мерзлоты в ее основании.

Стенки «корыта», выполненные из скального грунта, прочно удерживают верхнюю часть насыпи, не давая ей расползаться при динамических нагрузках, когда проходят поезда, и при неблагоприятных климатических условиях (ливнях, ураганах, землетрясениях).

Минимальная высота и ширина насыпи зависят от того, на какое основание (промороженное или оттаявшее, дающее осадку) укладывается «корыто». Подобная технология укладки насыпи полностью исключает установку водоотводов и водопропускных сооружений.

К числу достоинств новой конструкции ученые относят минимальные нарушения слоя вечной мерзлоты, а также отсутствие эксплуатационных расходов на содержание насыпи и ее ремонт.

По словам Юрия Давыдова, новинка уже опробована при строительстве железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты, в местах торфяных марей, затопляемых поймах рек и на участках наледеобразования.

На линии Шугара – Стланик Дальневосточной железной дороги новая конструкция насыпи позволила сэкономить железнодорожникам при строительстве половину дорогостоящего скального грунта.

Виталий ИВАНКИН

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31