30 ноября 2021 00:01

Конфликт необщего пользования

Дмитрий ПОПОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Самара

Куйбышевская магистраль доказала в суде свое право определять технологический срок оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и взимать плату за использование вагонов ОАО «РЖД» непосредственно с владельцев подъездных путей.<br />
Куйбышевская магистраль доказала в суде свое право определять технологический срок оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и взимать плату за использование вагонов ОАО «РЖД» непосредственно с владельцев подъездных путей.

Конфликт между дорогой и одним из владельцев подъездных путей – ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» (ВУТК) – разгорелся, когда ВУТК одновременно потребовала увеличить норму бесплатного простоя вагонов ОАО «РЖД» на своих путях и предъявила железнодорожникам счет за использование своей инфраструктуры во время нахождения подвижного состава ОАО «РЖД» на путях предприятия. Кроме того, ВУТК настаивала на включении этих требований в договор с ОАО «РЖД», регулирующий эксплуатацию путей необщего пользования. Также ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания», которая работает с КбшЖД по 25 договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, вопреки действующему Уставу железнодорожного транспорта РФ и Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом, требовало включить в условия договоров с магистралью пункт, согласно которому плату за пользование вагонами магистраль брала бы не с самого предприятия, а с его контрагентов.

В ОАО «ВУТК» сочли, что ряд статей Устава железнодорожного транспорта можно трактовать как в пользу перевозчика, так и в пользу владельца железнодорожных путей необщего пользования, что и стало причиной судебного спора.

В прошлом году Куйбышевская магистраль доказала через Самарский арбитражный суд несостоятельность претензий ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания», добившись изложения спорных пунктов договора в своей редакции. ОАО «ВУТК» обратилось в Федеральный арбитражный суд Приволжского округа (Казань) с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области и на постановление апелляционной инстанции о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Жигулевское Море. Жалоба осталась без удовлетворения. Вслед за этим ОАО «ВУТК» обратилось с заявлением в Высший арбитражный суд РФ о пересмотре в порядке надзора ранее принятых решений и постановления Федерального арбитражного суда Приволжского округа.

«Однако высшая судебная инстанция отказала в удовлетворении надзорной жалобы ОАО «ВУТК», и магистрали удалось отстоять свои экономические интересы», – говорит начальник юридической службы КбшЖД Любовь Нехаева.

По словам специалистов дороги, требование ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» увеличить время бесплатного нахождения подвижного состава ОАО «РЖД» на своих путях объясняется тем, что на путях необщего пользования вагоны простаивают в среднем 13,05 часа, тогда как продолжительность грузовой операции составляет всего два часа.

Время простоя в ожидании погрузки, за что ОАО «РЖД» не берет с компании денег, оговаривается в договоре между дорогой и каждым предприятием в отдельности. Плата берется только за превышение времени технологического срока оборота вагона над первоначально указанным в договоре.

«Понятно, что каждое промпредприятие стремится увеличить норматив бесплатного нахождения вагона на своих подъездных путях», – говорит начальник отдела взаимодействия с владельцами путей необщего пользования службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок КбшЖД Вячеслав Шкилев, отмечая при этом, что дорога устанавливает тариф в соответствии с законом, и требование увеличить количество «бесплатных» часов – безосновательно. В то же время промышленные предприятия железнодорожного транспорта (ППЖТ), в собственности которых находятся подъездные пути, применяют свою методику расчета времени нахождения вагона на путях необщего пользования, основанную на данных хронометражных наблюдений, использование которых не предусмотрено ни Уставом железнодорожного транспорта РФ, ни Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, которыми руководствуется магистраль.

Точно так же безосновательно – и в суде это было доказано – выдвигалось и требование взимать плату за использование вагонов ОАО «РЖД» не с самого ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания», а с его контрагентов – компаний, непосредственно являющихся отправителями и получателями грузов на путях ВУТК.

«Действующее законодательство допускает взимание причитающихся перевозчику платежей за задержку вагонов на путях необщего пользования с компаний-контрагентов при согласии перевозчиков. На этом настаивают практически все ППЖТ. Однако на практике контрагенты не имеют рычагов влияния на ускорение оборота вагонов, поскольку увеличение времени нахождения подвижного состава на путях приходится на межоперационные интервалы, например, ожидание подачи, уборки и расформирования составов. Этот показатель зависит в первую очередь от владельца обслуживающего локомотива, а не от контрагента», – поясняет первый заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок КбшЖД Алексей Родионов.

По словам Алексея Родинова, отказ дороги от взимания оплаты с контрагентов объясняется тем, что магистрали гораздо удобнее работать с одним плательщиком – владельцем подъездного пути, а не с несколькими контрагентами, количество которых на отдельных путях необщего пользования исчисляется десятками. К тому же иногда контрагенты отказываются платить штрафы, связанные со сверхнормативным простоем вагонов. Так, например, ОАО «АвтоВАЗ» – контрагент ВУТК – выплачивает штрафы исключительно в судебном порядке и, как правило, не в полном объеме.

На дороге считают, что доказательство правоты ОАО «РЖД» в суде создало прецедент, демонстрирующий всем ППЖТ, что компания способна отстаивать свои позиции правовым путем.

Дмитрий ПОПОВ,
соб. корр. «Гудка»
Самара


Справка «Гудка»
    На Куйбышевской железной дороге действуют 1082 подъездных пути необщего пользования общей протяженностью 3753 км, примыкающих к 174 станциям.

    Промышленные предприятия в пределах КбшЖД обслуживают грузоотправителей на 27 станциях, и 675 из общего числа путей принадлежит им. Как правило, в вопросах эксплуатационной, коммерческой, грузовой и финансовой деятельности промышленные предприятия выполняют сугубо посредническую роль между дорогой и грузоотправителями и грузополучателями, занимаясь в основном подачей и уборкой вагонов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31