03 декабря 2021 13:54

Возвращение блудного Борна

Анна ПЕРМИНА

Хороший боевик – это фильм, где будет много беготни и перестрелок, где мускулистый герой приятной наружности будет бороться за правду, мир во всем мире, потерянную любовь или память. При этом обязательным условием являются отсутствие у зрителя сонливости к середине фильма и небанальный конец.
«Ультиматум Борна», судя по всему, – последняя картина о суперагенте с отшибленной памятью.

Хороший боевик – это фильм, где будет много беготни и перестрелок, где мускулистый герой приятной наружности будет бороться за правду, мир во всем мире, потерянную любовь или память. При этом обязательным условием являются отсутствие у зрителя сонливости к середине фильма и небанальный конец. Формула проста, но действительно качественных боевиков на экраны выходит довольно мало, ведь пресыщенные и избалованные зрители не хотят видеть спасение мира по одному и тому же сценарию, а сценариев становится все меньше. Могутный качок с автоматом, впоследствии ставший губернатором Калифорнии, уже не привлекает внимания, английский хлыщ, балующийся мартини с водкой, нуждается в капитальном ремонте и смене имиджа. Культовые персонажи уходят, но вакантные должности супергероев занимать практически некому. Впрочем, один персонаж вполне может претендовать на высокое звание народного любимца – суровое и беспамятное дитя писателя Роберта Ладлама Джейсон Борн.

Первые два фильма, где, как и в третьем главного, героя сыграл Мэтт Деймон, были сняты в 2002 и 2005 годах. В «Идентификации Борна» нас познакомили с потерявшим память, растерянным, но смертоносным киллером, желающим выяснить, кто же он такой, но даже в большей мере желающим, чтобы от него отвязались всякие плохие дядьки, которым он зачем-то понадобился. Во втором фильме – «Превосходстве Борна» – все начинается сначала, только гоняются за ним уже с большим усердием, а сам главный герой ищет себя, но опять не может найти. После этого не оставалось сомнений, что появление третьей части – только вопрос времени, надежда на обретение Борном себя не исчезала, поскольку тянуть историю с отшибленной памятью становилось как-то некрасиво.

«Ультиматум Борна» расставляет точки над «i», проливая свет на историю таинственного убийцы. Собственно, повествование крутится именно вокруг попыток героя окончательно разобраться в происходящем и наказать не просто кого попало, а тех, кто причастен к его мытарствам, а убитая в предыдущей серии подружка облегчает ему задачу: нужно слегка страдать и с усиленным энтузиазмом докапываться до правды.

Правда, как всегда случается в подобных картинах, довольно банальна: во всем виноваты вероломные маньяки-патриоты из ЦРУ, считающие, что только они знают, что хорошо, а что плохо для любимого государства. Но суть фильма даже не в этом. Подковерная борьба цэрэушников, рваные воспоминания героя и периодическая тень, пробегающая по лицу актера Мэтта Деймона (кстати, это практически единственная играемая им эмоция), служат исключительно фоном к бодрому и активному экшену. Несомненным плюсом стало то, что картина с самого начала и практически до самого конца держит в напряжении: погони, перестрелки, рукопашные схватки и работа оператора не дают сосредоточиться даже на поедании попкорна, не говоря уже о здоровом сне к середине картины. Суровый герой не расслабляется ни на минуту, не давая расслабиться и зрителям. По спецэффектам третья часть далеко обошла первые две, создатели не пожалели денег, и все поставлено действительно с размахом. Не раздражает даже плавающая камера, которая вносит дополнительный сумбур, тем самым закрепляя ощущение реальности происходящего.

Что особенно ценно для подобного рода картин, так это максимальная достоверность происходящего. Во-первых, в фильме используются только те средства, которые доступны обывателям на сегодняшний день. Они с успехом используются спецслужбами, и после просмотра фильма как-то по-новому смотришь на свой мобильник. Кроме всего, Борн выигрывает ход за ходом в этой непростой партии только благодаря тому, что он постоянно находится в движении, выворачиваясь из расставленных ловушек, но иногда не успевая вытащить нужных людей. Он берет не глубиной стратегической мысли, а умением быстро принимать решения и действовать по мере развития ситуации, что, собственно, должно быть характерно для киллера, которого специально натаскивали именно на такой тип оперативной работы.

Само собой, «Ультиматум Борна» нельзя назвать неким киношедевром, но фильм придется очень по душе зрителям, пришедшим отдохнуть, посмотреть на мелькание рук и ног и простенькие интриги в кулуарах ЦРУ, но никак не напрягать мозги и не задумываться о проблемах глобализации и открытости границ для всяческих полукриминальных элементов.

Остается только один вопрос: будут ли снимать продолжение истории Борна. Финал картины предполагает, что герой уходит в отставку с чувством выполненного долга, а плохие дядьки не уходят от правосудия. Впрочем, вакансия подруги героaя остается открытой, возвращаться Борну все-таки некуда. Вот и посмотрим, смогут ли создатели применить вновь открывшиеся таланты персонажа и тот факт, что его больше ничего не гнетет, или все-таки откажутся от весьма заманчивой идеи штамповки продолжений. Удачная шпионская трилогия построена и завершена. Скорее всего она не вынесет лишнего этажа, и будем надеяться, что люди, приложившие руку к созданию Джейсона Борна, сделают правильный вывод и переключат внимание на новых героев, которым еще только предстоит решать свои проблемы и тягаться с мощью разведок всего мира.

Анна ПЕРМИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31