23 октября 2021 10:34

Дорога поборется за молодежь

Инга СУНДУКОВА,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Саратов

Приволжская магистраль, потерявшая почти 20% пришедших за последние три года молодых специалистов, намерена поднять привлекательность железнодорожной профессии и включиться в борьбу за квалифицированные кадры.

В этом году ПривЖД ожидает прибытия 635 выпускников вузов и техникумов.

Перед предприятиями дороги, с которых ушли 294 из пришедших за период с 2004 по 2006 год 1457 молодых специалистов, стоит задача сохранить на местах вновь прибывших. И хотя на магистрали отмечают, что большинство уволившихся – призывники, отправившиеся служить в армию, никаких гарантий того, что, отслужив, молодые люди вернутся на дорогу, нет. Тем более что другие отрасли – финансовая, добыча полезных ископаемых, государственное управление и строительство – переманивают железнодорожников более высокими зарплатами.

По уровню оплаты труда железная дорога в Саратовском регионе стоит на третьем месте после финансовых учреждений и строительных компаний.

Причем разрыв между зарплатами работников этих отраслей очень велик. Так, сотрудник банка получает в среднем около 50 тыс. руб. в месяц, а машинист поезда – 25 тыс. руб. Но прежде чем стать машинистом, выпускнику приходится поработать на рабочей должности, где зарплата еще меньше – оклад не превышает 15 тыс. руб.

«Кроме того, от стремящихся сделать карьеру выпускников вузов и техникумов стараются отделаться профессионалы-наставники. Их раздражает необходимость тратить рабочее время на консультации. Специалисты, работающие на предприятиях, как правило, не могут и не хотят компетентно отвечать на вопросы молодежи, избегают общения, предоставляя возможность доходить до всего самостоятельно, тем самым «старики» ограждают себя от потенциальных претендентов на начальственные места. И это тоже является одной из причин оттока кадров», – рассказал «Гудку» первый заместитель начальника дороги Сергей Иванов.

Многих карьеристов отпугивает и труд на дальних, периферийных предприятиях. А ехать надо, ведь без приобретенного там опыта работы добраться до высокой должности практически невозможно. Молодежь, по наблюдениям начальника отдела эксплуатации службы пути Валерия Герасимова, стремится избежать «ссылки» на далекие околотки, где бы ей доверили ответственные должности дорожных мастеров. Ребята устраиваются монтерами пути, лишь бы остаться в Саратове или Волгограде, где уже достаточно сильных специалистов. А потом говорят, что им не дают выбиться в люди.

«Но энергичный специалист все равно пробьется», – считает ведущий специалист службы управления персоналом ПривЖД Константин Карабутов, добавляя, что на магистрали сегодня работают 11,5 тыс. человек в возрасте до 30 лет – 22% от общей численности сотрудников. Из них 20% занимают руководящие должности. Средний возраст работников дороги сегодня составляет 39,4 года, инженеров – 39,9 лет, руководителей – 40 лет.

В этом году дорога реализует ряд новых программ, для того чтобы выпускники отраслевых вузов и сузов привыкли к работе на железнодорожном транспорте и оценили ее привлекательность.

Так, кадровые службы магистрали приглашают на практику учащихся железнодорожных техникумов из разных уголков страны. Ребята знакомятся со спецификой дороги и узнают о предоставляемых магистралью льготах. Таких, например, как получение целевых направлений в вузы, доплата к стипендиям, оплата за счет магистрали 75% стоимости нанимаемого жилья, предоставление ипотечных кредитов. По окончании практики с желающими работать на ПривЖД заключаются трехсторонние договоры: дорога гарантирует выпускнику трудоустройство, например, в локомотивное депо, соцпакет и подъемные, а техникум берется подготовить учащегося по выбранной специальности. Сам же выпускник берет на себя обязательства отработать на предприятии минимум три года.

Этим летом дорога уже заключила такие договоры с 18 учащимися Оренбургского техникума, которые в настоящее время проходят практику в депо станций Анисовка и Сенная.

С этого года, по словам Сергея Иванова, на ПривЖД вводится метод работы с молодежью, успешно апробированный на Горьковской железной дороге. Раз в месяц для молодых специалистов проводят мастер-классы профессионалы из управления дороги, пополняя информационный багаж молодежи и разрешая проблемные вопросы.

Также дорога создает кадровый резерв для удовлетворения потребности магистрали в руководителях. Сегодня в резерве ПривЖД на замещение должностей начальников отделений, дирекций, служб состоит 35% специалистов до 30 лет. Из них на должности начальников служб претендуют три человека.

Все «резервисты» проходят обязательную профессиональную подготовку, включающую стажировки на предприятиях дороги, курсы повышения квалификации по программе «Молодой руководитель». Ряд специалистов осваивают опыт зарубежных коллег. Так, начальник локомотивного депо Верхний Баскунчак Александр Воротнев, второй год состоящий в резерве ОАО «РЖД» на замещение должности начальника службы локомотивного хозяйства ПривЖД, в апреле этого года стажировался в Германии в АО «Немецкие железные дороги», а также на заводе Siemens.

Для сокращения сроков «просиживания» молодых специалистов на рабочих должностях и экономии средств на подготовку машинистов магистраль заключила договоры с Самарским, Санкт-Петербургским, Ростовским и Московским государственными университетами путей сообщения. Как рассказал «Гудку» заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам ПривЖД Геннадий Нелипа, если раньше после окончания института, где давалось много теории и мало практики, выпускник приходил на дорогу с удостоверением помощника машиниста и его приходилось растить до машиниста еще два года, то теперь производственная практика продлена до семи недель за счет каникулярного времени. В результате молодой специалист приходит на дорогу уже с удостоверением машиниста.

С этого года планируется ввести еще одно новшество, направленное на удержание на дороге молодежи, — методику работы под названием Secondmend. Ее особенность заключается в том, что начинающий специалист наряду со своей основной специальностью будет осваивать и несвойственную ему работу. Например, движенец обязательно поработает приемосдатчиком. Таким образом, по словам Геннадия Нелипы, молодежь не только приобретет новые навыки и разносторонний опыт, но и укрепит связи между различными службами магистрали.

Инга СУНДУКОВА,
соб. корр. «Гудка»
Саратов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31