20 октября 2021 21:58

Экстремальный полигон

Генеральный директор ОАО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин считает, что модернизация тепловозов будет актуальной до тех пор, пока на рынке не появится выбор современных и экономичных машин.

– Не проще ли использовать опыт ОАО «РЖД»?
– У ОАО «РЖД» есть свой путь обновления и модернизации подвижного состава. Или состояние их тепловозного парка таково, что им проще дождаться через пару лет начала серийного крупномасштабного выпуска новых тепловозов. Кроме того, необходимо учесть, что эта компания имеет достаточно мощную эксплуатационную структуру железных дорог с развитой системой обслуживания и ремонта локомотивов, где через каждые 200 – 300 км есть депо с опытным персоналом. У нас же, представьте, плечо оборота между Томмотом и Якутском почти пятьсот километров, из которых четыреста приходится на безлюдную местность, где даже нет электрификации. И, принимая в расчет экстремальные климатические условия, понятно, что техника нужна высокой степени надежности.

– Что вы можете сказать об эксплуатации модернизированных локомотивов?
– Мы достаточно большой процент локомотивов нашего парка, а именно четыре тепловоза, ремонтировали на Уссурийском заводе и в 2002 – 2004 годах, правда, тогда это была не модернизация, а ремонт на старых дизелях. Хорошо знаем это предприятие, бывали у них, и они были у нас, качество их ремонта неплохо знаем. Это раз. Во-вторых, два года назад, в 2005 году, что-то отдаленно напоминающее сегодняшнюю конференцию уже проводилось в Якутске. Тогда GE и Коломенский завод приезжали на встречу с правительством Якутии. И здесь при участии правительства и Минтранса республики, Якутских железных дорог проводилась, как тогда мы назвали, презентация этих двух вариантов модернизации тепловозов. На тот момент мы не приняли никакого стратегического решения. Поскольку предлагаемая американцами модернизация была на то время для нас очень дорогая. У коломенских производителей она была дешевле, и мы воспользовались их услугами по ремонту пассажирского тепловоза ТЭП70.
С тех пор произошли определенные события. Коломенского завода как самостоятельного предприятия не стало. Одно время он был в собственности «Северстали», а теперь принадлежит «Трансмашхолдингу». В течение двух лет курс американской валюты упал, и долларовая цена уменьшилась. Зато у Коломенского завода за это же время значительно выросли цены на продукцию и услуги. Кроме того, мы убедились в качестве модернизации ТЭП70: за полтора года, прошедшие с марта 2006, этот тепловоз отработал всего два месяца. Все остальное время локомотив простаивал в ремонте по причине некачественной модернизации.
Сейчас перед нами встала задача пополнения парка в связи с продолжающимся строительством дороги до Якутска: через два-три года будет необходимо иметь порядка 30 тепловозов. Поэтому опять назрела необходимость вновь вернуться к этой же теме и еще раз посмотреть, а что за эти два года произошло.
Интересный вариант модернизации демонстрируют Литовские железные дороги. Они просто покупают дизель Caterpillar, генератор у них устанавливается германский, производства МТU, гидравлика итальянская. Всего 16 стран участвуют в проекте. В Казахстане выбрали путь строительства тепловозосборочного завода.
Правительство Якутии достаточно много занимается нашей компанией, инвестирует средства в развитие инфраструктуры, приобретение оборудования и техники, и поэтому возникла необходимость провести конференцию с широким представительством, чтобы понять, в какой проект выгодней вкладывать деньги.
Понятно, что модернизация – это вопрос двух-трех лет. Появятся на рынке новые надежные тепловозы, которые мы и будем приобретать. Вот посмотрите, как получилось у литовских железнодорожников. Они в течение двух лет модернизировали свои машины в равных пропорциях, как по коломенскому варианту, так и по варианту, предлагаемому компанией Zeppelin Power Systems с дизелями Caterpillar. А теперь постепенно завершают модернизацию и переходят на закупку новых локомотивов Siemens. Если на рынке появится хороший российский тепловоз, они и его приобретут.

– Остались ли нерешенные вопросы?
– Мы рады, что на наше приглашение откликнулись и приехали все заинтересованные стороны: и производители, и потребители услуг, ремонтные заводы. То есть было представлено все передовое, что сегодня есть в странах СНГ и не только на рынке модернизации тепловозов, и это очень хорошо. Но мы в какой-то степени не совсем довольны тем, что было мало конкретики в обсуждении наших якутских проблем, работы техники в сложнейших условиях. Хотя понятно, что многие с такими проблемами не сталкивались и сложно сразу получить ответы на наши вопросы, но по крайней мере мы увидели, в каком направлении надо двигаться.
В целом же конференция прошла хорошо. Теперь ждем форум, который пройдет в сентябре в Щербинке, это будет следующий этап обмена опытом. Потом, надеемся, Казахстан будет презентовать свой тепловоз. Еще один итог, участники договорились проводить научно-техническую конференцию на регулярной основе, раз в два года.

– Чьи тепловозы вы теперь предпочтете?
– Одного решения никогда не будет: мы заинтересованы приобретать дизели как производства GE, так и коломенские, харьковские. Маневровые тепловозы, надеюсь, будут у нас из Брянска. Будем выбирать все самое лучшее. В пассажирском движении хороший тепловоз ТЭП70, конечно, при условии его качественной модернизации. Главное, мы хотели, чтобы и ОАО «РЖД», и другие железнодорожные администрации, компании и производители в ходе конференции увидели, что железные дороги Якутии предлагают уникальный полигон для испытаний техники в условиях резко континентального климата с экстремально холодной зимой, при обильных снегопадах. И уже есть ряд договоренностей, например, казахи один тепловоз своего производства направят к нам для испытаний. Мы бы хотели, чтобы литовские коллеги также протестировали у нас свой локомотив, модернизированный по варианту Caterpillar. И в принципе договариваемся, чтобы в зимний период на четыре – шесть месяцев взять у них тепловоз. Предлагаем харьковчанам дать нам для опытной эксплуатации их новый дизель. Такой опыт будет полезен и им. Таким образом, одна из задач конференции выполнена.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31