08 декабря 2021 21:21

Иностранцы боятся наших дорог

Денис ВИКСНЕ

Председатель правительства Михаил Фрадков утвердил два дорожных проекта, полностью финансируемых из Инвестиционного фонда.

Как сообщает пресс-служба правительства, речь идет о разработке проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» (от Москвы до Новороссийска через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар) на участках 21-й – 117-й км и 330-й – 464-й км, а также дороги Краснодар – Абинск – Кабардинка.

Стоимость проектирования трассы «Дон» составит 186,6 млн руб. Из них в 2007 году выделяется 76,6 млн руб. и в 2008 – 110 млн руб. На проектирование трассы Краснодар – Абинск – Кабардинка уйдет 1 млрд 158,6 млн руб. (в 2007 году – 340,92 млн руб. и в 2008 – 817,68 млн руб.)

Разработчики проектов будут определены по итогам конкурса, проводимого Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Он должен состояться в течение 1 – 3 месяцев.

На разработку проектов платных дорог вряд ли найдется много желающих, полагает президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций РОДОС Олег Скворцов. «Как показывает практика, темпы индексации стоимости проектных работ более чем в два раза отстают от темпов индексации строительных работ», – заявил он «Гудку». За счет этого стоимость работ по проектированию получается крайне низкой – отсюда и зачастую невысокое качество самих проектов. В конкурсах могут участвовать максимум 5 компаний, и все они будут российскими, уверен Олег Скворцов.

Иностранные компании, как правило, неохотно участвуют в подобных конкурсах из-за их низкой стоимости. Обычно прибыль составляет 10 – 15%, 30% уходит на налоги и 50% – на зарплату.

«Во-вторых, иностранные компании не способны бороться с нашей бюрократией», – отмечает Олег Скворцов. А проектирование всегда связано с большим количеством различных согласований. Несмотря на то, что Россия подписала протокол об устранении барьеров в торговле, никаких реальных шагов в этой сфере не сделано, отметил эксперт.

Иностранные компании могут прийти в подобные проекты в качестве субподрядчиков, отвечающих, например, за финансово-экономическое обоснование, но никак не в качестве генерального подрядчика.

Кроме того, их не устраивает законодательство в дорожной сфере. В отличие от Европы в нашей стране проектировщик несет ответственность не в объеме своего контракта, а за все строительство. «При том что стоимость проектных работ обычно составляет 3 – 4% от общего бюджета, проектировщик ответственен за риски всего строительства», – отметил Олег Скворцов.

Насколько качественным будет проектирование платных дорог, покажут итоги конкурса. Однако в них не всегда побеждает сильнейший. «Квалификация и опыт исполнителей зачастую не являются доминирующими факторами», – отметил президент РОДОС.
По информации Росавтодора, технический уровень трассы «Дон» и Краснодар – Абинск – Кабардинка не отвечает нормативным требованиям.

Денис ВИКСНЕ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31