08 декабря 2021 21:38

«Серебряный костыль» Турксиба

Александр ДАВИДЬЯНЦ

В 1927 году началось строительство Турксиба – Туркестано-Сибирской железной дороги Семипалатинск – Луговая протяженностью 1452 км. Новая линия соединила кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами среднеазиатских республик.

Одним из руководителей этой грандиозной стройки был заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Дмитрий Дмитриевич Бизюкин.

Выдающийся строитель железных дорог родился и вырос в Петербурге в семье чиновника. По окончании гимназии в 1902 году Дмитрий поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета и окончил его в 1907 году.

В 1908 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Во время учебы в институте он прошел практику на постройке Северо-Донецкой железной дороги и на изысканиях участков Саратов – Миллерово, Грушевка – Белая Калитва. В 1913 году Дмитрий Дмитриевич получил диплом и звание инженера путей сообщения с правом составления проектов и ведения строительных работ.

Первые шаги инженера технического отдела службы пути Северо-Западных железных дорог совпали с началом переустройства Петербургского узла, где впервые применили систему электрической централизации. Дмитрий Бизюкин, в совершенстве владевший европейскими языками, был направлен в командировку во Францию, по возвращении из которой представил доклад «Новейшие способы электрической централизации», базировавшийся на французском опыте.

Позже молодой инженер работал на различных стройках: в Мурманске, Камышине, на магистрали Петроград – Орел. По его инициативе была создана одна из первых в стране лабораторий по испытанию строительных материалов, применены новые методы подбора состава бетона при сооружении опор железнодорожных мостов на глубоких болотах.

Весь накопленный опыт пригодился Дмитрию Бизюкину на Турксибе.

Поскольку в районе возведения будущей линии не было квалифицированных местных кадров, сюда съехались бетонщики, арматурщики, связисты, путейцы со всей России. Привлекли к работе и казахов из окрестных аулов. На своих лошадях, верблюдах и волах они доставляли строителям воду, топливо и другие грузы. Всего же на Турксибе одновременно трудились более 100 тыс. человек.

Дорога прошла по районам с трудным рельефом, пересекла пустыню. Строителям приходилось работать в тяжелейших условиях. Летом стояла невыносимая жара до 50 градусов.

Зимой другая напасть – вьюги, мороз под 40 градусов, снежные завалы высотой до двух метров.

На Турксибе впервые широко применили индустриальные методы строительства. В Семипалатинске и Верном (ныне Алма-Ата) на полигонах изготавливали железобетонные конструкции мостов и труб, которые затем доставляли к месту монтажа.

Дмитрий Бизюкин отличался неординарными решениями возникавших проблем. Так, на некоторых участках он строил фильтрующие насыпи взамен искусственных сооружений, производил взрывы скальных пород, что значительно ускоряло прокладку дороги. И именно на участке инженера Бизюкина 25 апреля 1930 года сомкнулись северная и южная части Турксиба. Таким образом, на год раньше срока был открыт кратчайший путь из Средней Азии в Сибирь. Почетное право забить «серебряный костыль» на станции Айна-Булак предоставили Дмитрию Бизюкину.

Затем Дмитрий Дмитриевич работал в Центральном научно-исследовательском институте НКПС (ныне ВНИИЖТ), преподавал в МИИТе. Его огромный практический опыт пригодился при строительстве Московско-Донбасской железной дороги, начавшемся в 1932 году. С 1934 года Дмитрий Бизюкин возглавлял кафедру «Строительное производство» в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, много лет был проректором вуза, в годы войны участвовал в создании «Дороги жизни».

Александр ДАВИДЬЯНЦ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31