25 июля 2021 14:55

Иностранцы возят еду с собой

Зачем потребовалось ужесточать требования, регулирующие безопасность и качество услуг питания на воздушном транспорте, «Гудку» рассказывает генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте Александр Авдеев.
Зачем потребовалось ужесточать требования, регулирующие безопасность и качество услуг питания на воздушном транспорте, «Гудку» рассказывает генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте Александр Авдеев.

– Как сейчас обеспечивается контроль за безопасностью и качеством бортового питания?
– Качество – это цвет, вкус, ожидания потребителя от потребления питания. А безопасность питания бывает бактериологическая (попадание бактерий в пищу), физическая (попадание постороннего предмета – гвоздя, стекла, например) и химическая (когда при производстве сырья, хранении, перевозке в пищу попадают вредные для здоровья человека химические элементы). На сегодняшний день обязательно сертифицируется сырье, которое идет на приготовление продукции, а сама технология обеспечения безопасности производства продукции подлежит добровольной сертификации и, как правило, игнорируется производителем.

– И когда пища перестает быть безопасной?
– Во время приготовления, при хранении, погрузке, транспортировке, при обслуживании. А почему? Для предотвращения потери безопасности питания необходимо, кроме соблюдения правил правильной производственной гигиены, разработать и внедрить комплекс профилактических мероприятий. Например, видели, как стюардессы носят кипяток в чайниках для общественного питания в столовых? А ведь они его должны везти на тележке, в специальных чайниках, чтобы случайно не облить пассажира. Другой пример: не всегда пассажир имеет возможность вымыть перед едой руки. Но разве всегда авиакомпания предлагает пассажирам перед едой гигиенические салфетки? А чистота в пассажирском салоне? А где гарантии, что уборщик авиакомпании не болен желтухой? Кто за этим сейчас следит? Да никто. Нет требования обязательного медицинского осмотра и наличия у уборщика медицинской книжки. Поэтому мы настаиваем, чтобы у каждого перевозчика в соответствии с законодательством РФ существовали стандарт и система производственного контроля безопасности услуг. Сейчас этого нет. Авиакомпании самоустранились от этой важной работы.

– Получается, что все пущено на самотек? Но кто-то же должен контролировать питание и регулировать безопасность услуг?
– На самотек, я согласен. Авиакомпании, которые по закону несут прямую ответственность за безопасность услуг перед пассажиром, считают, что за это отвечает поставщик питания, Роспотребнадзор или Ространснадзор. В основном сегодня работа Роспотребнадзора по безопасности услуг питания пассажиров ориентирована на поставщиков питания, а не на авиакомпании, предоставляющие пассажирам услуги питания. Органы Роспотребнадзора и Ространснадзора выполняют только надзорные функции, но не контролирующие и разрешительные. А раз никто не контролирует, значит, никто ни за что и не отвечает. Это при социализме государство контролировало все – от и до. Нам бы хотелось, чтобы органы надзора потребовали от авиакомпаний обеспечения безопасности услуг питания, как того требует законодательство.

– Но авиакомпании уверяют, что они сами следят за качеством питания!
– Следят, но каждая по-своему и бессистемно, потому что нет практики разработки и внедрения стандартов безопасности и качества услуг питания пассажиров у отечественных авиакомпаний, которому бы они следовали и который бы соответствовал рыночным условиям и общепринятым международным рекомендациям. Нужно, чтобы авиакомпании поняли меру ответственности, задекларировали свои стандарты, стали их выполнять и контролировать их исполнение поставщиками. С этой целью ассоциация разработала современные стандарты безопасности и качества услуг питания, которыми могли воспользоваться отечественные авиакомпании.

– Авиакомпании к этому готовы?
– Они должны быть готовы. Потому что так работает весь мир. А раз мы так уж стремимся вступить в ВТО, то должны следовать как российскому, так и международному законодательству. По общепринятой международной практике, прежде чем начать сотрудничество с поставщиком питания, авиакомпания должна провести независимый санитарный аудит поставщика, проверить, соответствует ли уровень безопасности его продукции и услуг требованиям стандарта авиакомпании. Такая практика в России до сих пор отсутствует. Иностранные авиакомпании очень жестко подходят к стандартам безопасности, именно поэтому они берут питание только в трех российских аэропортах – Шереметьеве, Пулкове и Домодедове. И это несмотря на то, что регулярные рейсы иностранных авиакомпаний летают в 27 российских городов!

– И почему так происходит?
– Да потому, что ни одна уважающая себя авиакомпания не будет брать питание, которое не соответствует их требованиям безопасности. Вот и приходится иностранным авиакомпаниям возить с собой питание в российские аэропорты, туда и обратно.

– Значит, нужно проверять и кейтеринги?
– Нужно, но этим заниматься должна сама авиакомпания. Условно говоря, чтобы предоставлять услуги питания пассажирам, необходимо создать систему производственного контроля, обеспечения безопасности услуг питания. Так положено по закону ФЗ 52 за 1999 года. Авиакомпания сама должна разработать эту систему, осуществлять профилактические мероприятия и заниматься вопросами санитарно-эпидемиологической безопасности продукции и услуг.

– А не заявят ли авиакомпании, что это не наше, мол, дело, что мы только за перевозку отвечаем?
– Да если бы они не кормили пассажиров, вопросов бы не было! Но раз внесли питание или даже просто минеральную воду на борт, будьте добры, отвечайте за его безопасность. Я вам скажу, что сегодня не все бортовое питание безопасно. А мы хотим, чтобы оно было безопасно для пассажира на все 100%. Поэтому и бьемся над проблемой безопасности и качества питания на транспорте уже больше 10 лет. Мы надеемся, что в следующем году Роспотребнадзором и Ространснадзором будет внесен ряд поправок к требованиям по безопасности услуг для пассажиров, которые обязан обеспечить перевозчик, и в области безопасности питания будет наведен порядок.

– Что будет конкретно изменено?
– Я уже говорил, что нужно разработать методику внедрения в авиакомпании системы производственного контроля. Это первое. Второе – разработать методику проверки цехов бортпитания Ространснадзором. И третье – Минтрансу и Роспотребнадзору предлагается потребовать от авиакомпаний декларации и подтверждения стандартов по обеспечению безопасности и качества услуг питания. Таким образом будет подготовлена почва для возможности создания рынка сервисных услуг, который бы производил сервисные услуги, соответствующие общепринятой международной практике.

– Как-то вы плавно перешли от вопросов безопасности и качества питания к сервисным услугам.
– А это все очень даже взаимосвязано! У нас огромные проблемы с сервисом. И не развита культура потребления. Почему-то наш пассажир до сих пор терпит к себе не очень-то уважительное отношение со стороны перевозчика. Приведу недавний пример: я летел в Южно-Сахалинск, и мне пришлось сидеть час перед подносом, заваленным мусором, и ждать, когда его заберут. Разве это сервис? Пассажир, который выбирает сегодня самолет, ждет комфорта, потому что авиация не массовая, как это было раньше, а элитная. А раз так, сервис должен быть достойным. И сегодня ключ к развитию рынка сервисных услуг лежит через понимание современных требований безопасности и технологий безопасности. Потому что эти требования позволят в итоге решить проблему качества, которое перейдет на совершенно другой уровень.
Оно станет лучше, я уверяю. Но сначала мы все-таки должны решить проблему с безопасностью производства и реализацией услуг питания пассажиров. И если мы сейчас создадим прецедент на авиационном транспорте, повысим безопасность, то впоследствии это окажет благоприятное влияние и на другие виды транспорта.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31