18 октября 2021 19:35

Кулибиным надо помогать рублем

Андрей МЕТЕЛЕВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Чита

ОАО «РЖД» необходима специальная программа развития и поддержки рационализаторства.

В этом уверены на Забайкальской магистрали.

Доходы от деятельности изобретателей ЗабЖД растут: за минувшие полгода экономический эффект от внедрения рацпредложений на магистрали составил более 28 млн руб., что почти на 20 млн руб. превышает доход за аналогичный период прошлого года. Также на дороге продолжается использование сделанных ранее 17 изобретений, которые, по предварительным подсчетам, принесли около 9 млн руб.

Однако в целом изобретательство на ЗабЖД находится в кризисе. «С каждым годом рационализаторов становится меньше. Если еще в прошлом году около 800 человек подали заявки на регистрацию своих рацпредложений и изобретений, то с начала 2007 года их всего 520», – говорит ведущий технолог службы технической политики ЗабЖД Владимир Воронухин.

Одной из причин, влияющих на сокращение количества регистрируемых нововведений, Владимир Воронухин считает выделение из состава ЗабЖД предприятий, рацпредложения работников которых теперь не идут в актив магистрали. Так, самостоятельные дирекции по ремонту грузовых вагонов, обслуживанию пассажиров в 2006 году внедрили 140 предложений своих 102 рационализаторов.

Но главная причина сокращения числа изобретений кроется в другом – в смене поколений работников.

«Уходят из производства те, кто с детства посещал всевозможные технические кружки. Советское время с его трудовыми уроками в столярках и слесарных мастерских школ, которые стимулировали желание у детей делать что-то необычное и интересное своими руками, породило целое поколение Кулибиных. Только на них пока и держится движение изобретателей и рационализаторов», – подчеркивает Владимир Воронухин.

Приходящие на смену бывалым изобретателям молодые работники в большинстве своем уже не занимались в таких технических кружках – в постсоветское время большинство из них было закрыто. Да и новые технологии, в том числе и нано-, используемые сейчас в производстве, далеко не всегда допускают вмешательство любителей. «Перспектива рационализаторства, – считает Владимир Воронухин, – не в технических новинках, а в разработках новых подходов организации производства. Нынешнее поколение должно решать такие задачи, как, например, переустройство работы цеха или усовершенствование схемы движения поездов».

Положительные примеры такой работы есть. Так, в этом году самый большой доход – более 16 млн руб. – принесли магистрали новые методы организации движения поездов на станциях Белогорск и Чесноковская Свободненского отделения ЗабЖД.

«Но столь масштабные нововведения требуют участия руководителя предприятия, – говорит Владимир Воронухин, – а значит, нужна поддержка творческой мысли, в первую очередь со стороны администрации предприятия. Вот почему сегодня мы говорим о новых принципах, которые должны быть заложены в программу развития изобретательства и рационализаторства».

Главный из этих принципов – денежное поощрение инициативных работников.

«Движение изобретателей сегодня требует создания на сети дорог специальной программы, – уверен начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев. – В ней необходимо предусмотреть как увеличение выплат за внедрение творческих работ в производство, так и административную поддержку непосредственно в филиалах и на предприятиях ОАО «РЖД».

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Справка «Гудка»
    Изобретатели Забайкальской магистрали по подведенным в конце июля итогам смотра-конкурса рационализаторской деятельности ОАО «РЖД» «Идея-2007» считаются одними из лучших на всей сети. Они представили на смотре-конкурсе 25 рацпредложений.
    Четыре из представленных работ были удостоены внимания жюри, две из них получили первые места в номинациях «Повышение надежности транспортных средств» и «Организация эксплуатационной работы».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31